Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Смотреть на шаг вперед

[B]Осложнение международной обстановки, непростая внутренняя ситуация в стране в идеологической, государственно-правовой, социально-экономической сферах, обусловленная грубыми ошибками в государственном управлении на разных уровнях власти, падение нравственности и духовности, игнорирование норм морали, традиционных ценностей, вековых обычаев и традиций делают все более очевидной необходимость государственной национальной идеологии. Без нее ни одна страна не может успешно развиваться; утверждать иное – значит вводить людей в заблуждение. Ее отсутствие можно оценить кратко, но бесподобно выразительной русской пословицей "без царя в голове". [/B]

Государство как политико-правовая форма организации общества не может не иметь государственной идеологии, которую следует активно проводить в жизнь, если оно хочет оправдать свое предназначение. Каждому государству присуща своя идеология независимо от ее законодательного закрепления или запрещения. Последнее дезориентирует органы власти, их должностных лиц в своей деятельности, что наносит ущерб развитию общества и государства.

В свете сказанного, на мой взгляд, следует воспринимать положения ст. 12 Конституции РСО–А, в которой наши республиканские законодатели, без всякого творческого осмысления, буквально воспроизвели положения ст. 13 Конституции РФ в части запрета обязательной или государственной идеологии, хотя ни один закон никого не обязывает слепо заимствовать нормы Основного закона страны.

Прежде чем проанализировать и высказаться по существу данной федеральной и республиканской конституционной нормы, относительно государственной идеологии, необходимо указать основные причины ее появления.

Во-первых, общеизвестно, что, начиная с горбачевской "перестройки", политика идеологического противостояния резко сменилась противоположной – политикой соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов, унизительного самобичевания и политического заискивания.

Во-вторых, после распада СССР многим показалось, что идеология навеки погребена под хаосом разрозненных, зачастую противостоящих, не объединяющих людей, а отталкивающих друг от друга идей, взглядов, концепций. Получившие широкое распространение националистические, нигилистические, консервативные, либеральные и иные настроения породили такую сумятицу в умах и чувствах людей постсоветской эпохи, которая может быть названа не иначе как "ситуация идеологического безвременья".

В-третьих, в начале 1990-х гг. пришедшая к власти политическая элита, опасаясь реванша коммунистической идеологии, активно выступила инициатором запрета на любую государственную идеологию и готова была принимать советы американских "апостолов". Наконец, в нашем конституционном законотворчестве самое активное и заинтересованное участие приняли заокеанские и западные специалисты. Было бы наивно думать, что на фоне обострившейся борьбы за природные ресурсы, чем богата Россия, наши извечные соперники вдруг начнут помогать в создании такой конституционно-правовой базы, которая бы способствовала укреплению российской государственности, ее успешному экономическому развитию. В последнее время известные ученые пишут, что именно американские кураторы-консультанты настояли на том, чтобы в Конституцию РФ был включен пункт, запрещающий России иметь единую общенациональную государственную идеологию, нацеливающую население страны на построение экономически развитого, социально стабильного и политически предсказуемого общества.

Рассуждая о государственной идеологии, невольно приходишь к парадоксальному выводу. С одной стороны, Конституция РФ запрещает государственную идеологию, с другой – именно она содержит ее элементы в своих нормах. Практически каждое слово Конституции РФ, все закрепленные в ней институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны.

Что же касается конституций обеих осетинских республик, то и здесь закрепление новой государственной идеологии имеет место во многих их конституционных нормах, начиная с самых первых. Это, в частности, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, народовластие, разделение властей, разнообразие форм собственности, равенство всех общественных объединений перед законом, многопартийности, плюрализма мнений, свобода слова, совести, свобода экономической и предпринимательской деятельности, особых отношений между республиками на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции.

Указанные конституционные нормы фактически составляют основу государственной идеологии Осетии. Однако для того чтобы в полной мере осознать это, необходимо, во-первых, в конституциях обеих республик объединить то общее, что придаст им целостный и целенаправленный характер. Во-вторых, перестать вести страусиную политику, мямлить, а начинать открыто и смело говорить и действовать во всех сферах государственной политики. Смотреть хотя бы на шаг вперед. Если председатель Конституционного суда В. Зорькин недавно в "Российской газете" предложил внести серьезные изменения в Конституцию РФ, то и нами, нашими депутатами, политическим партиями, "Стыр ныхасом", Общественным советом при Главе РСО–А, другими институтами гражданского общества должны быть осознаны и признаны необходимость общенациональной государственной идеологии и ее закрепление в конституциях республик Осетии. Это тем более важно в условиях разделенного народа, стремления к единству и территориальной целостности.

С учетом изложенного предлагаю исключить ч. 2 ст. 12 Конституции РСО–А и вместо этого в конституции республик Осетии включить положение о том, что: "Основы государственной идеологии составляют нормы, принципы и ценности, предусмотренные в настоящей Конституции". В обоснование данного предложения кроме вышеизложенного отмечу: жизнь показывает, что, с одной стороны, в условиях отсутствия государственной идеологии существенно ограничиваются организационно-воспитательные возможности государственных структур власти и управления в плане влияния на общественное сознание и социальное поведение. С другой – только социально оправданная государственная идеология и практика ее эффективного осуществления являются необходимым условием успешного политического, государственно-правового, социально-экономического, духовного и культурного развития Осетии.

Александр ЦАЛИЕВ, завкафедрой юридического факультета СКГМИ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, член президиума Совета судей РФ.

Автор: Александр ЦАЛИЕВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1498

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика