[B]О программе "Галерея Кавказ", в рамках которой Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства в составе МВЦ "РОСИЗО" знакомит Владикавказ с творчеством современных художников СКФО, "СО" уже не раз рассказывала читателям. Новых имен она Осетии успела открыть немало – в том числе, имен молодых. Не боящихся идти в творчестве на прорыв, экспериментировать, выбирать непроторенные тропинки – и в то же время убежденных: нет художника без корней. [/B]
Молодые мастера современного искусства из Нальчика Милана Халилова и Руслан Мазло, чья совместная выставка "Созвучие" открылась 14 февраля в выставочных залах Северо-Кавказского филиала ГМВЦ "РОСИЗО" на ул. Никитина, 22 – тоже из числа той когорты художников Кабардино-Балкарии, в отзывах о творческом почерке которых арт-критики и искусствоведы единодушны: "Его "буква" подчеркнуто современна, но по духу своему он – глубоко национален". И Милана, и Руслан окончили в свое время в Нальчике колледж дизайна – одно из структурных подразделений Кабардино-Балкарского государственного университета, а потом – факультет декоративно-прикладного искусства КБГУ. Имена обоих – на слуху сегодня уже не только в родной Кабардино-Балкарии и в соседних регионах Северного Кавказа, но и за его пределами. Работает Милана Халилова с такой традиционной техникой, как войлок. Руслан Мазло создает свои необычные и завораживающе стильные работы в технике плетения арджэн – адыгских (черкесских) циновок из рогоза. Но соприкосновение с традицией для них – прежде всего путь к ее осмыслению именно в контексте современного искусства. И – попытка влить в ее "старые мехи" молодое вино эксперимента.
– Войлоком я увлеклась еще в колледже. А когда уже училась в КБГУ, мы, шесть студенток его отделения ДПИ, приняли со своими работами участие в выставке "Войлочный путь", с успехом "проехавшей" тогда по городам Северного Кавказа и Закавказья. Она была показана в Нальчике, Майкопе, Сухуме – и, в том числе, во Владикавказе, в Художественном музее имени Туганова, – поделилась с "СО" Милана Халилова. – В 2017 году в Нальчике у меня прошла первая персональная выставка – "Древо жизни". И в том же году я впервые стала участницей проводившегося во Владикавказе под эгидой Северо-Кавказского филиала ГМВЦ "РОСИЗО" международного художественного симпозиума "Аланика". А кроме войлока, занимаюсь еще анимацией, графикой, преподавательской работой. Но именно с этим материалом мне работать, пожалуй, особенно интересно. Интересно по-новому взглянуть на древнее традиционное ремесло, которым занимались наши бабушки и прабабушки, искать в нем новые формы, новые авторские художественные воплощения… Искать себя. Шерсть – материал с очень богатыми возможностями для художника, а я из этой сокровищницы "зачерпнула" пока совсем чуть-чуть. Даже в черно-бело-серой колористической гамме войлока, на первый взгляд – строгой и подчеркнуто неяркой, открывается перед тобой такая широчайшая палитра полутонов и оттенков!..
…Руслан Мазло – тоже художник, который признается с улыбкой: "Мне очень много в чем интересно себя пробовать". Он профессионально занимался и занимается и тем же войлоком, и рисунком, и оформлением театральных постановок, и керамикой, и "ювелиркой". А первые уроки плетения циновок-арджэн получил еще семилетним мальчишкой от мамы-рукодельницы. Когда-то адыгский быт представить себе без этой детали убранства сельского дома было просто нельзя: такими циновками, теплыми, легкими и гигроскопичными, застилали полы, стелили их на кровати вместо матрацев, украшали ими стены, развешивали на них оружие и музыкальные инструменты…
– Сначала себя в этой технике я пробовал сугубо как прикладник, как мастер народных промыслов. Потом захотелось поэкспериментировать с материалом – и заняться созданием своих, авторских интерьерных работ и панно из рогоза. На сегодняшний день в Нальчике прошли уже 6 моих персональных выставок, 3 – в Майкопе, одна – в Москве, – рассказывает Руслан. – А сама техника эта, конечно, трудоемкая. Мозоли с рук у тебя не сходят. Все лето я заготавливаю материал, с которым потом буду работать: стебли рогоза надо срезать вручную, серпом, по горло заходя для этого в озеро или в болото – потому что идет на циновки в основном подводная часть стеблей. Следующая операция – сушка. А красители в своих работах использую только натуральные. Тут тоже свои секреты есть: чтобы получить белый цвет стеблей, их сушат на солнце, чтобы получить зеленый – в тени. Если нужен черный, уже высушенный материал закапывается на определенное время в болотистый грунт. А если красный, прокрашиваешь его в отваре кожуры лука или в чае каркаде…
…На выставке "Созвучие" представлены 20 работ Миланы Халиловой и Руслана Мазло. В том числе, работы из их авторских серий "Древо жизни", "Материнство", "Пространство", "Космос", "Солнце"… Просто излучающие свет и живое тепло. И – убеждающие: старинные народные промыслы сегодня на Северном Кавказе умирать не собираются, получая в творчестве молодых мастеров современного искусства, в том числе, новое концептуальное осмысление.
– Планируется, что в этом году и Руслан, и Милана примут участие в международном художественном симпозиуме "Аланика", который мы вновь будем проводить во Владикавказе. На сей раз он соберет в Осетии современных художников, черпающих вдохновение в обращении к традиционной народной культуре, ремеслам и промыслам. В мировом масштабе эти практики принимают сегодня уже форму своеобразного культурного тренда, и у нас на Северном Кавказе – тоже, – рассказала "СО" директор Северо-Кавказского филиала ГМВЦ "РОСИЗО" Галина Тебиева. – И выставка "Созвучие" как раз и задумывалась нами как своего рода стартовый этап подготовки к "Аланике-2019".