Его ученая карьера после окончания исторического факультета СОГПИ строилась по неторопливому сценарию: участие в Великой Отечественной; студенчество (1945–1948, досрочное окончание с отличием); аспирантура (1950–1954); блестящая защита кандидатской (1954) и докторской (1968) диссертаций; 27-летнее заведование кафедрой истории партии, деканство и проректорство в СОГУ; членство в Академии военных наук; воспитание 7 докторов и 30 кандидатов наук; написание 17 книг, монографий и брошюр, 200 научных печатных работ, обрамленное в научных (заслуженный деятель науки РФ, РСО–А, РЮО) и почетных ("Отличник высшего образования СССР", "Отличник народного образования РФ", почетный гражданин города Цхинвала) званиях.
Если научная биография М.И. Гиоева вполне укладывается в обычные рамки роста ученого высшей школы, то скорость и достигнутая высота его общественно-политического признания впечатляют. С 1993 по 2008 год Михаил Ильич – председатель Всеосетинского народного совета "Стыр Ныхас", по инициативе которого созданы Международный аланский конгресс и Всеосетинский союз молодежи.
Перед нами личность, чьи жизнь, деятельность представляют определенный интерес хотя бы тем, что он не боялся брать на себя ответственность в те исторические моменты истории, случившиеся как на Юге, так и на Севере Осетии. Отсюда и заслуженное почитание, не говоря уже о политическом влиянии в масштабах Осетии, Кавказа, России.
Как могло так случиться, что в годы "партийной ломки", возглавляя самую идеологическую кафедру, которая в любое время суток была на виду всего обкома КПСС, он тем не менее сумел сохранить в себе человека с традиционным национальным менталитетом? Благодаря своей интуиции и жизненному опыту М.И. Гиоев отталкивался не от схематичной теории популизма (как это делали наши либералы), а от жизни, собственных человеческих взглядов, научной эрудиции и политической мудрости. Не раз и не два вспоминал он пророческие слова Бисмарка, который писал, что "в течение того промежутка времени, который необходим для проведения какого-либо политического мероприятия, так же трудно с уверенностью предвидеть изменения политической обстановки, как при нашем климате погоду ближайших дней. И все же решение надо принимать так, словно можешь все предвидеть, вынося к тому же решение нередко в борьбе против всех влияний, которые привык уважать".
Политическую и жизненную позицию, занятую Михаилом Ильичем, пытались оспорить некоторые политики, которые еще совсем недавно считали себя его соратниками. Однако ни один из них не смог опровергнуть его концепцию национального развития, получившую поддержку и понимание на всех 5 съездах осетинского народа.
Михаил Ильич интересен инициативами, которые характеризуют его как нового интеллектуального, уравновешенного типа политика переломного времени, сформировавшегося на стыке двух эпох и общественно-политических формаций: сравнительно мирного и стабильного жизненного порядка и десятилетия межнациональных конфликтов и перестроечного безвременья. Он одним из первых неформальных лидеров Кавказа глубоко осознал всю глубину ответственности за свое время. Оттого и "Стыр Ныхас" превратился в оазис стабильности и политической зрелости в регионе.
Необычайный политический динамизм М.И. Гиоева носит двоякий характер. С одной стороны, сама логика руководимого им Всеосетинского народного движения вела к превращению его в один из стабилизирующих факторов, с другой – процесс этот был неоднозначным, безусловно, зависимым от личных взглядов самого лидера. Есть редкая категория людей, у которых общественная деятельность построена по принципу: "вся жизнь в движении". Михаил Ильич был весь из породы станков, динамично раскручивающих спираль повседневности перед прыжком в будущее. Судьба одарила его всем этим в полной мере. Важные посты и должности, ученые звания и государственные награды, обширные связи и высокопоставленные друзья, комфортный быт и образцовая семья. Что еще человеку нужно, чтобы достойно встретить старость…
В возрасте, за порогом которого для испытанных жизнью россиян начинается осенняя пора "заслуженного отдыха", М.И. Гиоев наряду с Борисом Акбашевым, Юрием Шанибовым, Гаджи Мухачевым, Рамазаном Абдулатиповым стал одним из самых известных на Кавказе неформальных политиков. Где бы ему ни приходилось работать, он везде был энергичен, предприимчив и последователен. За природное здравомыслие и широкий кругозор, чрезвычайное трудолюбие и профессиональный подход его любили и уважали даже те, кому он был глубоко несимпатичен. Неизменная высокая результативность работы – превалирующая личностная черта Михаила Ильича. Именно она определила неординарный, не подверженный возрасту характер. Взрывной и страстный, мощный и гибкий, прямолинейный и несгибаемый почерк победителя.
В стырныхасовский период жизни эту ноту победителя он превратил в образ народного трибуна. Очень многие искали скрытый подтекст в его приходе в неформальное движение. Между тем ответ лежал на поверхности. Профессору, крупному ученому с незаурядными ораторскими способностями рамки университета стали слишком тесными. Он непрерывно искал для себя более масштабного применения. Момент истины наступил в 1993 году, когда его избрали председателем самого массового и влиятельного общенационального движения – Всеосетинского народного совета "Стыр Ныхас". Общественная деятельность М.И. Гиоева в этой роли в силу ее многообразия могла бы стать предметом целого исследования. Ведь после Октябрьской революции только благодаря "Стыр Ныхасу" были восстановлены и стали укрепляться оборванные трагической историей связи между осетинами всего мира.
После распада СССР, в условиях нестабильной социально-политической обстановки, Осетия оказалась в эпицентре двух кровавых войн. Грузинские неоменьшевики – на юге, национал-экстремисты из соседней республики – на востоке организовали вероломное вооруженное нападение для захвата части исконно осетинских земель. Но благодаря героическому подвигу осетинской молодежи с позором вынуждены были отступить. Победа над экстремистами одновременно и вдохновила, и вернула к жизни многие, казалось бы, ушедшие в небытие страницы истории. Одним из них оказался созванный после 80-летнего перерыва Съезд осетинского народа. На первом же форуме в мае 1993 года избранники народа обсудили политическую обстановку в Осетии. На II Съезде осетинского народа был создан "Стыр Ныхас".
С 1930 года, когда в Осетии победила советская власть, ныхасы перестали быть органами народного управления. Задача возрожденного состояла в том, чтобы создать настоящий народный орган и выбрать его лидера. По единому мнению делегатов II съезда председателем Всеосетинского народного общественного движения "Стыр Ныхас" был избран доктор исторических наук, профессор М.И. Гиоев. С неоменьшевистской Грузией у Осетии не было никаких связей, поэтому только что созданный, он начал переговорный процесс по линии народной дипломатии. Историческая поездка во внутренние районы Грузии помогла прояснить ситуацию с беженцами, стабилизировать грузино-осетинские отношения.
Жизненный путь признанного лидера народного движения Михаила Ильича Гиоева – это летопись судьбы, в которой рельефно отразилась вся история его поколения. Педагог, ученый, видный общественно-политический деятель, возглавив самую массовую и влиятельную общественную организацию Осетии – "Стыр Ныхас", направил ее деятельность на преодоление всего негативного, консолидацию всех здоровых сил нашего общества. Общественная деятельность М.И. Гиоева отличалась не только политической мудростью, но и гражданским мужеством.
Романтик по своей натуре Михаил Гиоев не был политиком в чистом виде. Он не был амбициозным, ему не нужны были никакие должности, даже с заведования кафедрой он – единственный, кто ушел вовремя, как только ему исполнилось 65 лет. Он, подобно некоторым, никогда не стремился занять свое место в органах власти Осетии. Михаил Ильич был типичным созидателем, просветителем и подвижником. Всю жизнь он пропагандировал знания, защищал право каждого человека на свободу слова, личности и общества, свободу духа, мысли и созидания. По-европейски образованный человек, он любую общественно значимую проблему, которую поднимал перед правительством, общественностью, простыми людьми, отливал в четкую логическую и правовую форму. Поэтому соперничать с ним, опровергать его доводы было чрезвычайно сложно. Не случайно многие его начинания находили применение в нашей жизни. В его лице конструктивная оппозиция имела мощную интеллектуальную подпитку.
У М.И. Гиоева прозрачная биография и безупречное имя. Но вот что удивительно. Он, интеллигент до мозга костей, со всей искренностью отрицал наличие у себя врагов! По крайней мере лично таковыми ни на Севере, ни на Юге Осетии никого не считал. М.И. Гиоев часто говорил, что политика – политикой, а жизнь – жизнью, которая у всех одна, и каждый отчитается за нее Всевышнему сам. Однако к себе он был очень категоричен: "Я, конечно, не ангел, но что делать, если таким меня создал Бог…" В противовес сложившемуся мифу о суровом М.И. Гиоеве, он умел прощать человека за ошибки. Это говорит о широте души и благородстве настоящего интеллигента.
"Чтобы оставить след в истории, – любил повторять Михаил Ильич слова Андреа дель Кастаньо, – необязательно писать "Божественную комедию", надо просто увидеть в себе и других личность". Такое понимание сути вещей являлось цементирующим положением всей общественной деятельности Михаила Гиоева...
Я верю в то, что настанет пора, когда будут вспоминать благие дела М.И. Гиоева, которые в силу их нынешней к нам близости еще не в полной мере нами поняты, осмыслены и осознаны.
Борис ХОЗИЕВ, главный редактор газеты "Рæстдзинад".