[B]Таймураз Хаджеты был большим поэтом, очень ярким и своеобразным, каким и должен быть настоящий поэт. На мой взгляд, он обладал одной неповторимой особенностью – основательностью. У него никогда не было легкомысленного рифмоплетства. Нельзя утверждать, что его поэзия была сугубо философской, но она всегда несла с собой тяжесть поэтической мысли. Этим он отличался не только в поэзии, но и в жизни. Внешне вроде бы разбитной парень, который порой играл в богему – однако это было ошибочное впечатление. Он был человеком, для которого творчество составляло смысл всей его жизни.[/B]
Он не признавал авторитетов, был очень самостоятелен и всегда восставал против угодливого чинопочитания. Поэтому у него порой возникали проблемы, в том числе и со своими коллегами, поэтами. Для власти, для руководства творческого Союза писателей он был не очень "удобен", никогда не шел ни у кого на поводу.
Пожалуй, следствием этого было то, что при жизни у него вышло не так много книг, а первый сборник на русском удалось издать только к 42 годам. Вот если бы он умел подпевать или пел в унисон со "спущенными" сверху указаниями, ему было бы проще издаваться. Но против этого протестовала сама натура Таймураза.
Даже когда он шел по улице, невольно демонстрировал свою полную самостоятельность – в походке, в осанке, в речи, в обращении. Казалось, что он заполнял всю улицу своей неповторимой внешностью и уверенностью.
Он шагал по жизни своей дорогой, без оглядки на обстоятельства. И трудно припомнить в нашем литературном мире другую подобную личность. Многие в какой-то момент идут на компромисс. А он – нет... Таймураз никаких компромиссов не признавал.
Это можно было бы принять за наивность, если бы такая позиция не подкреплялась образцами настоящей поэзии.
Т. Хаджеты действительно занимает очень значимое место в осетинской литературе, потому что неподражаем в своем творчестве. "Я поэт. Этим и интересен", – сказал о себе Владимир Маяковский. Точная фраза, которую можно было бы адресовать и к самому Таймуразу Хаджеты.
Он видел много несправедливости в окружающей его общественной жизни, а в творческом мире особенно. Кто-то штамповал стихи на "злобу дня" и процветал, получал звания лауреатов и прочие дивиденды. Он так не мог.
Его книгу выдвинули на Государственную премию имени Коста Хетагурова, но он ее не получил, хотя, несомненно, был этого достоин. К сожалению, далеко не все таланты в Осетии были в свое время оценены должным образом. И если мы не смогли удостоить этой премии таких поэтов, как Таймураз Хаджеты, значит, этим фактом и сам механизм ее присуждения, и необходимость ее существования невольно ставятся под сомнение.
На похоронах Таймураза было очень много людей. Его смерть стала большой неожиданностью: крепкий, здоровый мужчина в расцвете лет – и вдруг смерть, как гром среди ясного неба. Суть же в том, что его подвело сердце. Увы, не у каждого оно бывает железным или каменным, особенно, если это легкоранимое, чуткое сердце поэта.
Увы, настоящее творческое сердце, испытывающее большие эмоциональные нагрузки и остро реагирующее на несправедливость, не всегда выдерживает столкновение с суровой реальностью. С Таймуразом случилась именно такая беда.
Лирика Таймураза Хаджеты занимает особое место в нашей национальной литературе. Порой его называют "осетинским Есениным". Действительно, тот и другой – большие лирики, у них много проникновенных, берущих за душу стихов. Но при всем их лиризме, это все-таки разные творческие натуры. Считаю, что Таймураз по насыщенности, по глубине поэтической мысли стоит никак не ниже своего прославленного собрата. Можно сказать, что Есенин – акварелист, тогда как Таймураз Хаджеты – художник-живописец, поэт-философ.
На ум невольно приходят красивые романтические строки Есенина, который мечтал "весенней гулкой ранью проскакать на розовом коне".
Они, словно звонкое эхо в горах, находят отклик в строках Таймураза:
"Когда меня не станет, Ты не скорби, мой друг, Скажи: вон в поднебесье Ира Мчится всадник на удалом коне" (перевод подстрочный).
Это большие строки большого поэта...
Анатолий ДЗАНТИЕВ,
искусствовед, писатель.