Что есть сегодня духовный подвиг – и из каких "кирпичиков" складывается его фундамент? Размышлениям об этом и посвящена новая документальная картина под названием "Один день аланского священника", работа над которой началась в январе 2019 года на киностудии "Нарт-Арт студия" "навстречу" 1100-летию крещения Алании. Продюсером фильма стала сама Темина Туаева. А снимать его в Северной Осетии будет известный мастер российского документального кино – московский режиссер, сценарист и продюсер Алексей Пищулин, которого творческое сотрудничество с Теминой Давидовной и дружба с Осетией соединяют уже давние.
– Эта картина тематически продолжает цикл фильмов, снятых к 1100-летию крещения Алании за последние несколько лет "Нарт-Арт студией", студией "Кинематографист" и работающей с ними в тесном творческом содружестве московской независимой киностудией "Аланофильм", которой руководит продюсер Алана Бзарова. Цикл уже немаленький. Входит в него и фильм Алексея Пищулина "Аланы. Новый завет", посвященный историческим корням аланского православия и затрагивающий, в том числе, такую интереснейшую тему, как аланские святые в Западной Европе и Закавказье. И "Ясыня" – фильм, рассказывающий о судьбе аланки Марии Ясыни, канонизированной русской церковью супруги князя Всеволода Большое Гнездо: снят он режиссером Султаном Цориевым. И выпущенные студией "Аланофильм" картины "Воины Христовы", "Горный Иордан" и "Мирный воин", объединенные одной общей темой: как тысячелетняя традиция аланского православия продолжается в Осетии сегодня, – перечисляет Темина Туаева. – Примыкает к этому же циклу и фильм "Аланы в Таврике". Рассказывая в нем об аланах средневекового Крыма, никак нельзя, конечно, было не упомянуть и о том, что с христианством они познакомились еще во II–III веках…
А героями "Одного дня аланского священника" станут наши земляки и современники – священнослужители сельских приходов Северной Осетии. Очень большую помощь нам оказывает в работе над этим проектом руководство Владикавказской епархии во главе с владыкой Леонидом: собственно, без его благословения и поддержки мы с Алексеем Пищулиным просто не рискнули бы взяться за фильм.
Снимать мы его планируем начать весной. А в январе Алексей Юрьевич специально приезжал в республику, чтобы познакомиться с будущими героями картины. Мы побывали с ним в Новом Урухе, Верхнем Бирагзанге, в станице Архонской и в Моздоке. И я считаю просто огромной удачей, что над этим фильмом будет работать именно он – не только замечательный режиссер и большой друг Осетии, но и человек энциклопедически образованный, воцерковленный, хорошо и очень глубоко знакомый с темой православия, что называется, изнутри.
А еще мы хотим вновь затронуть в этой картине и другую тему, которая лейтмотивом проходит практически через все наши фильмы, посвященные прошлому и настоящему аланского христианства: тысячу с лишним лет назад христианство именно потому ведь и вписалось так легко и органично в структуру традиционного осетинского менталитета и системы духовных ценностей, что не было нашими предками воспринято как нечто чужеродное. У того и у другого – немало внутренних перекличек. Одно в другом, что называется, "отзеркаливается"… И, конечно, очень привлекли нас с Алексеем Юрьевичем необыкновенно колоритные человеческие истории наших героев. Истории о том, как и почему человек, в том числе человек молодой, приходит к вере и церковному служению – и какой сложный и очень индивидуальный путь он при этом проходит.
– О Южной Осетии, о ее трагедии и подвиге, о том, что осетины – единый народ, разделить который нельзя, вами тоже снята уже не одна документальная картина. И к этой теме вы как режиссер и кинопродюсер не устаете возвращаться…
– Знаете, меня "по жизни" не оставляет ощущение: своими фильмами я все время плачу долги, которые оставить неоплаченными просто не могу. Долги перед тем, что для меня дорого… Я не люблю себя называть режиссером. Режиссер в моем понимании – это художник, который языком кинематографа создает на экране свой особый мир. В пример я могу привести таких титанов, как Феллини, Бергман, Антониони, Бриссон, Тарковский... Ну, а я – документалист, хроникер, пытающийся рассказать зрителю о том, что вижу за окном и что меня волнует. Причем, чем меньше мое, авторское вмешательство в этот материал, который должен говорить с экрана сам за себя, и чем объективнее он подан в фильме, тем я считаю картину лучше.
В 2018 году я начала работу над новой картиной о Южной Осетии – "Когда упало небо". Это будет фильм об августе 2008-го – и о героях обороны Цхинвала, с оружием в руках отстоявших свободу и независимость своей родной республики. Я считаю, что об их подвиге, несмотря на то что прошли уже десять лет, и по сей день говорится мало и невнятно. И что снять такой фильм – тоже мой человеческий долг перед защитниками Южной Осетии.
– А какие еще проекты сейчас в вашем творческом портфеле? И каково нынче в Осетии для независимых документальных киностудий выживать, изыскивать средства на воплощение своих проектов и, самое важное, не терять живого контакта со зрителем?
– Я не устаю повторять все последние годы: спасибо Министерству культуры России и действующему в его структуре Департаменту кинематографии. Только благодаря участию в проводящихся ими на федеральном уровне конкурсах на субсидирование документальных кинопроектов, только благодаря их поддержке и доброму отношению к Осетии мы сегодня имеем возможность снимать наши картины. В том числе, картины, рассказывающие об историческом прошлом нашего народа и о его непростом пути сквозь века.
В этом году нам утвердили в Москве заявки еще на два фильма помимо "Одного дня аланского священника". Один из них – это очередной совместный проект с Нальчиком, с телестудией "НОРД", которую возглавляет наш коллега и друг из Кабардино-Балкарии, режиссер Владимир Вороков. А тема третьей картины – тоже, на мой взгляд, очень интересная. Называться она будет "Две сестры и поэт". Снимает ее режиссер Рафаэль Гаспарянц, автор уже целого цикла выпущенных нашими студиями фильмов, которые посвящены именитым деятелям осетинской культуры, литературы, науки. А расскажет эта картина о двух сестрах из Южной Осетии, Диане и Заре Абаевых – известных в Закавказье ученых-гуманитариях, одна из которых, профессор Диана Абаева, близко дружила с Иосифом Бродским. Мы намечаем отснять часть материала этого фильма в Литве, а также в Англии, где прошли последние годы жизни Дианы Владимировны Абаевой-Маерс. Я очень надеюсь, что картина наша поможет зрителю закрыть для себя очередные "белые пятна" в истории национальной культуры Осетии.
– Фильмы из запущенного вами в производство научно-публицистического киноцикла "История Алании", который "стартовал" в свое время лентой Алексея Пищулина "Кто ты, король Артур?" и получил в Осетии просто огромный резонанс и огромную популярность у зрителя, тоже посвящены именно этому – исследованию "белых пятен" в истории предков осетин. "География" этих фильмов – широчайшая: от Англии, Франции, Испании до Турции, Китая и Монголии. Намечаете ли вы продолжить эту тему дальше?
– В "аланском" цикле у меня – уже 9 картин. Последняя пока – "Аланы в Таврике". Десятая – "Аланы. Путь с Востока" – в производстве. А продолжить, конечно же, эту тему хочется. Мы с Алексеем Пищулиным давно уже вынашиваем, например, идею съемок фильма под названием "Треножник Истории", который рассказал бы о том, какой культурный и духовный вклад внесли в развитие европейской цивилизации три древних этноса, чьи исторические пути на протяжении тысячелетий не раз переплетались очень тесно: греки, кельты и аланы. Мечтается снять и картину об аланах на севере Африки: об истории Вандало-Аланского королевства. Но как с этим сложится, поживем – увидим: оба проекта – дорогостоящие, сложные, затратные.
Кстати, недавно произошли сразу два очень важных для меня события: меня приняли в члены Российского географического общества и Евразийской академии радио и телевидения. И хочется надеяться: это откроет в работе над фильмами из "аланского" цикла перед нашими студиями новые перспективы и возможности. Например, для участия в грантовых конкурсах, которые проводит в стране, поддерживая такие кинопроекты, то же Российское географическое общество.
А адресованы наши картины из цикла об истории Алании, как и все наши фильмы, в первую очередь именно молодежи. Я не устаю это повторять. Знать историю своего народа молодому человеку необходимо, и прежде всего – чтобы лучше понять себя. Понять и осознать, какое наследие у тебя за плечами. Кто ты. Где твои корни… А это, в свою очередь, очень и очень ответственно…
Я всегда говорю: аланом быть непросто. И если ты хочешь порхать по жизни, как стрекоза, считая, что в современном, стремительно глобализирующемся мире традиции, наследником которых ты являешься по крови, становятся для тебя кандалами на ногах – то не надо, не будь. Это – твой выбор. Но основная масса нашей молодежи, я уверена, чувствует сегодня вот эту самую ответственность – и перед предками своими, и перед будущим своего народа. Чувствует сердцем. И это радует.
На наших студиях, начиная с 2002 года, снято уже более 100 картин. Они есть в продаже в виде дисков, их покупают, они размещены в Интернете – на канале YouTube и в "Википедии", их регулярно показывают телеканалы СКФО. 5 наших картин в переводе на венгерский язык часто транслирует вещающий на Европу венгерский телеканал "Дунай". Приобретены министерствами образования и науки РСО–А и РЮО 24 наши картины для демонстрации в школах на уроках истории и родной литературы. Коллекция наших фильмов включена в фильмотеки Администрации Президента РФ и Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге… Я считаю так: фильмы, которые ты снимаешь, не должны лежать мертвым грузом. Они должны работать. И очень приятно, когда видишь: они интересны зрителю. Они "цепляют" его за сердце. И, значит, ты работаешь не впустую…