Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

От "Волги" до "Фиата"

[B]Жизнь – это, действительно, миг, луч света между тьмой прошлого и несбывшегося. И чем ярче этот свет, тем дольше память о человеке…[/B]

6 февраля из города Тольятти в Осетию пришла горестная весть – не стало Акоева Анатолия Михайловича, одного из наших выдающихся земляков, который всю свою жизнь посвятил созданию и испытаниям армейских колесных и гусеничных машин Горьковского автозавода и легковых автомобилей прославленного автомобильного гиганта ВАЗ. Он испытывал модели в различных климатических условиях: от пустыни Каракумы до американской Аризоны, на полюсе холода Оймякона в Якутии и на Северном Кавказе… Кроме ВАЗовских легковых машин он учил ездить "Ниву", работая над ней в тесном контакте с I Porsche Engineering. Анатолий пользовался широкой известностью в западных автомобильных кругах. Он был поистине профессионалом с большой буквы, но еще – человеком, про которых говорят: "С солнцем в крови"…

Месяц не дожил до 76-летия Анатолий Михайлович, первый руководитель ВАЗовской школы испытателей, начинавший еще с проведения жесточайших stop&go для итальянских Fiat-124, которые впоследствии стали известны как "Жигули". Это он давал путевку в жизнь всем ВАЗовским моделям и был одним из инициаторов строительства собственного заводского испытательного полигона.

Биография Акоева вплетена в историю завода красивыми и мощными стежками, этот узор – портрет нескольких индустриальных эпох. Немногословный, несуетный, фантастически профессиональный, да и просто очень приятный человек, он никогда не ставил себя выше других. Если надо бывало, сам садился за руль и проверял выводы водителей-испытателей.

Вот как вспоминает своего наставника Владимир Костяков, инженер-испытатель, с 1982 по 2011 год проработавший под началом Анатолия Михайловича:

"В нем была невероятная харизма! Сила личности, характера, духа. Я всегда ощущал, что в любой ситуации, какой бы сложной она ни была, какие бы трудные задачи ни ставились, за спиной всегда стоит Акоев, который напоминал нам, что невыполнимых задач нет. Ты можешь все, если это нужно заводу! Он сам так и жил…"

Родился будущий инженер-испытатель 5 марта 1943 г. в Красноярском крае в семье инженера-строителя Михаила Акоева, которого очень уважали и хорошо помнят в Осетии. После окончания школы в г. Орджоникидзе поступил в Челябинский политехнический институт на специальность "Колесно-гусеничные машины". В 1965 г. молодой инженер был направлен на Горьковский автозавод. На этом предприятии он работал инженером-конструктором.

Его младший брат Володя окончил тот же челябинский вуз по той же специальности и был распределен на строившийся в то время Волжский автозавод. Он стал настойчиво звать Анатолия перевестись туда. В 1968 году Анатолий Михайлович Акоев перешел на АвтоВАЗ. Позднее он возглавил отдел доводки автомобилей, а затем стал начальником управления дорожных испытаний.

Как автолюбитель до этого он имел дело только с "Волгой" и "Москвичом", теперь же объектом изучения и испытаний стал "Фиат-124". Так начинался долгий трудовой путь Анатолия Акоева на ВАЗе.

По результатам всех испытаний в конструкцию "Фиата", при необходимости, вносились изменения: увеличился дорожный просвет, усилились кузов, подвеска, изменилась конструкция тормозов, она стала более надежной. Был внесен и ряд других изменений. Все они вновь проверялись на эффективность. В результате "Фиат-124" превратился в "ВАЗ-2101", знаменитую "копейку", первые шесть экземпляров которой в апреле 1970 года вышли из цехов завода. В марте 1971 года была запущена первая очередь ВАЗа. Массовому автомобилестроению в СССР было положено начало. Достойный вклад в этот трудовой подвиг внесли и братья Акоевы – Анатолий и Владимир.

Вся деятельность Анатолия на автогиганте была связана с испытанием автомобилей, он возглавил отдел, затем – управление дорожных испытаний и доводки автомобилей научно-технического центра АвтоВАЗа, который несколько лет, до своей трагической гибели в автокатастрофе, возглавлял его младший брат Владимир. Подразделения управления были оснащены самым современным испытательным, диагностическим и другим оборудованием. В ходе становления службы возникла необходимость и в строительстве своего испытательного полигона, поскольку обеспечить полную безопасность во время испытаний на дорогах общего пользования было невозможно. Такой полигон был создан, и его значение для ВАЗа трудно переоценить.

Анатолий Акоев прошел стажировки на автомобильных заводах "Фиат", "Опель", "Форд", "Порше". Он был непосредственно причастен к созданию всего классического ряда автомобилей "Жигули" – "Лада". Ему удалось создать прекрасный коллектив высокопрофессиональных дорожных испытателей. И еще долгие годы его вклад в дело испытания автомобилей будет служить людям, заводу, которому он отдал без малого полвека.

Его заслуги в развитие автомобильной сферы были по достоинству отмечены: он награжден орденами "Знак Почета" (1976 г.), "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени и многими медалями. Даже после выхода на пенсию Анатолий Михайлович продолжал работать на заводе, помогая доводить новые модели и модификации до ума, воспитывая новое поколение заводских испытателей.

Братья Акоевы пользовались на ВАЗе неоспоримым авторитетом, который заслужили талантом, трудолюбием, умением работать с людьми и уважительным отношением к друзьям и коллегам. Младший из братьев Акоевых – Таймураз – стал врачом и долгие годы возглавлял детский санаторий в Тамиске, внес большой вклад в здравоохранение Северной Осетии. Хороших, достойных сыновей вырастили незабвенные Михаил и Гулиса Акоевы.

…Отпевание Анатолия Михайловича прошло морозным февральский днем в Спасо-Преображенском монастыре, похоронили его на Центральном кладбище г. Тольятти. Несмотря на морозный день, тысячи работающих на ВАЗе и просто горожан пришли проводить нашего земляка в последний путь, многие не могли сдержать слез…

Осетинская мудрость гласит: "Фыды фарн мæрдтæм нæ цæуы". После себя Анатолий Михайлович оставил сына Георгия и пятерых внуков. Нет сомнений, что они будут достойно нести имя своего отца и деда. А все, кто знал этого светлого человека – Анатолия Акоева, всегда вспоминать его с теплотой и грустью…

Автор: Петр ГЕРИЕВ.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2283

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика