"С 2016 года нас убеждали в необходимости мусорной то ли реформы, то ли революции. Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской утверждал: "Это не формальная процедура, а важный элемент всей реформы. Регионам дано право устанавливать предельные тарифы на обращение с ТКО. Мы исходим из того, что плата за вывоз мусора не должна увеличиваться". ("Российская газета. Неделя", 6 октября 2016 г.)
До прошлого года мы, жители ул. В. Абаева, платили за вывоз мусора 40 руб. с 1 человека в месяц, и не было никаких вопросов. Но почему-то с января 2018 г. к нам "пришел" новый оператор – "Спецэкосервис", и к тарифу сразу добавили 12 руб. с человека за "утилизацию", не объяснив, что это за операция и какое отношение к ней имеем мы.
Во всех СМИ приводят позицию Владимира Путина: ни в коем случае нельзя допустить резкого увеличения тарифов на вывоз мусора! В "Российской газете. Неделя" за 21 февраля этого года Дмитрий Медведев говорит: "Люди не должны переплачивать за вывоз мусора. Самым худшим результатом будет ситуация, когда тариф вырос, пусть даже не очень значительно, значительно расти просто не должен, а никаких изменений не видно!"
И вот, 1 января этого года нам сообщили две новости: пенсионерам поднимут пенсию на 4,3%, а тариф на вывоз мусора повышается… на 35%, до 67,4 руб.! При этом не объяснив населению, чем обосновано такое резкое повышение.
Уважаемые депутаты от партии власти и "оппозиционеры", министры, когда все дорожает, рабочих мест не хватает, растут не доходы, а пенсионный возраст, такое неоправданно большое повышение даже одного коммунального платежа ведет к еще большему социальному напряжению!
Почему мы должны платить новому мусорному оператору по такому завышенному тарифу? Если будут применяться какие-то новые технологии по переработке, утилизации, обеззараживанию и захоронению мусора, то почему это должны оплачивать мы – население?
Из публикаций в СМИ нам известно, что региональные операторы в Москве и других крупных городах, занимающиеся переработкой ТКО, имеют приличные доходы за счет вторичных материалов, получаемых в процессе обработки отходов. Конечно, для этого нужны производственные мощности. Так создавайте их!
Почему мы, население, должны оплачивать все расходы регионального оператора? Для нас услугой является вывоз мусора и за это мы платим, а остальные расходы, которые впоследствии приносят доходы – забота регионального оператора и местных органов власти!
Я считаю, что тариф достаточно поднять максимум на 10%, тем более что в процессе вывоза мусора ничего не поменялось! И вообще, потребители имеют право на полную информацию, поэтому просим через газету обосновать все изменения!
Александр ТАБУЕВ,
член Центра общественного контроля ЖКХ".
От редакции
"СО" уже не раз публиковала материалы с разъяснениями механизма образования новой стоимости услуги по вывозу и утилизации мусора ("Будем мусорить!" от 26.01 и "Эксцесс с НДС" от 02.02 этого года и более ранние статьи). В них руководители отрасли и региональной службы по тарифам обосновывали справедливость установленной стоимости, исходя из задач реформирования отрасли.
Однако читатель ставит вопрос принципиально в иной плоскости: должны ли потребители оплачивать эти реформы? Редакция надеется получить комментарии руководителей отрасли и контролирующих органов, а пока приведем мнение главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по проблеме жк-тарифов.
В интервью телеканалу НТВ 11 марта он заявил: "Большинство граждан по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% их себестоимости.
Один и тот же водоканал в одном и том же регионе может иметь тариф, различающийся в 54 раза! По теплу – в восемь раз, по водоотведению – в 56 раз, в 12 раз – по электроэнергии…
Нет объективных причин на это и быть не может! Когда мы начинаем выяснять причины, оказывается, что там работает сынуля какого-нибудь губернатора или высокопоставленного чиновника, который это все пробил через региональную энергетическую комиссию.
Все разговоры, что мы недоплачиваем этим коммунальным монстрам – это все неправда. Они на эти деньги содержат рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки".
Глава ФАС также сказал, что в установлении тарифов по всей стране нужно "все перевернуть с головы на ноги". ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования, аналога которому не было и нет.
А 4 марта правительство страны внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании госрегулирования цен на электроэнергию. Инициатива должна исключить возможность превышения роста цен на услуги по передаче электроэнергии.
Впрочем, суровость хороших российских законов, как мы знаем, с лихвой компенсируется необязательностью их выполнения или разворотом дышел в противоположную сторону. Как это делается в сфере ЖКХ, ярче всех показал клан Арашуковых, а примеров поскромнее – великое множество. Теперь, как мы видим, об этом говорят не только простые граждане, общественные правозащитники и журналисты, но и руководитель одного из самых властных государственных органов страны.
Подготовил Всеволод РЯЗАНОВ.