Пожалуй, он привлек для работы на проектной площадке лучшие силы, представив всю палитру музеев этой многонациональной республики. В работе семинара участвовали и частные музеи: Владикавказский музей фотографии и кино и Центр современного искусства из Грозного. Семинар был организован Северо-Кавказским центром поддержки музейных инициатив, который действует в республике с ноября 2018 года и был первым в целой череде проектно-образовательных семинаров, которые планируется провести в течение 2019 года.
Мы – разные, проблемы – общие
Как "рыбак рыбака видит издалека", так и музейное сообщество Северного Кавказа, собравшееся в лектории ГЦСИ, несмотря на разное мировоззрение, региональные и религиозные различия, оказалось открытым к диалогу и восприятию новой информации и подходов к музейной деятельности. Разрушенные за долгие годы вынужденной изоляции связи восстанавливались с удивительной легкостью, и действительно, ведь у большинства музеев Кавказа – совместное прошлое. Весь советский период между музеями страны шел мощнейший обмен опытом, научными и выставочными проектами.
Роковые 1990-е годы, поставившие государственные музеи на грань выживания, обескровившие и лишившие их большинства кадров, привели к практически полному отсутствию межрегионального взаимодействия, разобщенности и изоляции. Новая модель жизни музея никак не была связана с горизонталью, с региональным сотрудничеством, а строилась по принципу всех бюджетных учреждений, когда во главе "пирамиды" стояла Москва и только она виделась единственным источником финансирования. Появление в 2000-е годы мощных грантовых программ, которые открывали новые возможности для региональных музеев, чуть улучшило ситуацию, однако на разобщенность музеев они повлияли мало. Возможно, именно поэтому на "полях" прошедшего во Владикавказе семинара появилось столько удивительных межмузейных проектов, одним из основных признаков которых стала нацеленность на сотрудничество.
Однако, прежде чем говорить о новых путях и возможностях, надо проанализировать ситуацию. Именно этому был посвящен первый день семинара. Разбившись на четыре команды во главе с кураторами-экспертами, музейщики попытались определить проблемы отрасли. Собрав в конце дня данные и сведя их в единую схему, выяснили, что около 80% северокавказских музеев испытывает проблемы с выставочными площадями и фондохранилищами. Большая часть музеев имеет острую проблему с финансированием и квалифицированными кадрами. Вопрос кураторов об определении собственной аудитории застал врасплох большую часть музейщиков. И действительно, согласно собранным в ходе семинара данным основными посетителями музеев являются школьники и родители с детьми. При этом именно в этом вопросе проявляются региональные особенности. Так, сотрудники Музея Ахмата Кадырова посетовали, что не могут привлечь посетителей старшего возраста и пенсионеров, тогда как в Музее боевой славы им. В. В. Макаровой в Махачкале такой вопрос не стоит – гораздо большей проблемой является привлечение молодежи. Часть музейных работников говорили о проблемах с концепциями постоянной экспозиции. Но все признавали, что первым номером в списке проблем стоит финансирование.
В ходе семинара были затронуты и факторы, влияющие на развитие музеев. Одним из самых главных для всего музейного сообщества Северного Кавказа стал фактор разрушения городской среды. Проблема памятников культуры, выявленных и немузеефицированных или невыявленных вовсе, оказалась одной из главных "болевых точек" для всех без исключения музеев. Именно в конце первого дня для участников стало очевидно, что, несмотря на все наши различия и особенности, проблемы у большинства музеев одни и те же.
Поиски выхода
Проектная деятельность, предполагающая поиски совместного решения социальных проблем, для многих участников была в новинку. Несмотря на это, большинство активно включились в обсуждение проблем и поиска выходов из них. Так, итогом второго дня семинара стало представление каждой из групп разработчиков, которые презентовали по 1–2 проекта, нацеленных на решение одной из социальных проблем.
Проект, посвященный национальным сказкам, позволяет детям с самого раннего возраста приобщаться к сказкам разных народов Северного Кавказа. Мини-спектакль, рассказывающий о сказках через аутентичные предметы, даст ребятам возможность не только прикоснуться к истории, но и понять для себя моральные ценности, общие для большинства народов.
Еще один проект был посвящен национальным кухням, их традициям, особенностям и схожим блюдам. Сразу три медийных проекта были представлены разными группами. Сайты, посвященные презентации Северного Кавказа, затрагивали как профессиональную жизнь музейного сообщества, так и пытались разрушить стереотипы, сложившиеся в целом о регионе.
Часть проектов была направлена на решение острых проблем музейного сообщества. Так, горячее обсуждение вызвал проект, посвященный утраченным музейным коллекциям. Из общего проекта в отдельный был выведен и другой схожий сайт. Он посвящен кавказским коллекциям, находящимся в музеях по всему миру. Конечно, решить накопившиеся за десятилетия проблемы за один день невозможно, однако намеченные на семинаре совместные проекты дали старт не только для командной межмузейной работы, но и позволили шире взглянуть на роль музея в обществе.
А что потом?
Созданные в рамках семинара проектные решения "СО" попросила прокомментировать куратора, музейного проектировщика, координатора международных проектов Музея-заповедника В. Д. Поленова, эксперта ТГ "Музейные решения" Наталью Копелянскую:
– Все проекты разные. Они работают с разными проблемами, которые волнуют общество. Есть проекты, связанные с культурной политикой, есть очень ответственный проект, который затрагивает работу комьюнити. В этом проекте очень много подводных камней, каких-то тонкостей, которые надо учитывать. Но при этом, по резонансу, если он получится, то может быть потрясающим! Есть мифопоэтический проект. Этот проект по-настоящему музейный, потому что пытается работать с какими-то глубинными смыслами, архетипами, он настроен на единство и на работу с осознанием этого единства с самого раннего возраста, что действительно чрезвычайно актуально. Прозвучали и медийные проекты, и это тоже очень хороший знак. Их можно рассматривать как своего рода исследование. Ведь любой проектный семинар – это, в том числе, исследовательская практика, потому что, когда ты видишь, какие по содержанию возникают проекты, то понимаешь профессиональные интересы участников. С другой стороны, сразу видна проблематика, которая сейчас назрела. И то, что на семинаре появились три разных по жанру медийных проекта, связанных с самопрезентацией Северного Кавказа вовне, это очень важно. Это фиксирует ту проблемную ситуацию некоторой консервации, замкнутости пространства Северного Кавказа, которая требует распаковки. Невозможно совершить прорыв, когда ты закрыт внутри определенного микромира. Потому что любое развитие возможно, только когда ты вырываешься в пространство вовне, когда ты получаешь зеркало, в котором видишь себя, в котором видишь людей, другой взгляд на саму ситуацию в регионе, и это дает тебе возможности, чтобы двигаться дальше.
По словам организаторов семинара, данное мероприятие – лишь первое в целой череде подобных. Намеченные проекты будут дорабатываться, и, возможно, в следующем году часть из них представят публике.
Об итогах трехдневной работы семинара "СО" поговорила с экспертом, деканом факультета управления социокультурными проектами Высшей московской школы социально-экономических наук Ольгой Карповой:
– У нас есть такая формула, которая до сих пор уместна: проектный семинар – это метафора идеальной жизни. Если исходить из этой метафоры, то, на мой взгляд, все удалось. Когда я перед семинаром смотрела на список участников, ожидала гораздо более напряженного положения дел в группах, работы, сложностей с коллаборацией и т.д. То, что я увидела, меня невероятно порадовало, вижу большую перспективу. Я надеюсь, что появятся новые проекты, межмузейные, междисциплинарные, со сложными составными командами.
Однако почти для всех участников главным итогом стали даже не придуманные в ходе работы проекты, а возможность общения друг с другом, обсуждения сложных, наболевших проблем отрасли, поиска взаимодействия и совместного решения как экспозиционных вопросов, так и научных.
О своих впечатлениях о семинаре "СО" попросила рассказать участницу, заведующую отделом декоративно-прикладного искусства Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Джамилю Раджабову:
– Три дня семинара прошли замечательно! Честно говоря, я долго раздумывала, ехать мне или не ехать, было очень много работы, но тем не менее очень рада, что приехала. Получила очень хороший опыт, есть желание и дальше приезжать на такие семинары, потому что это нужно нам, чтобы не "вариться в собственном соку", не закостенеть. Я очень благодарна, что есть люди, которые приезжают и передают свой опыт, позволяют нам учиться соответствовать современным требованиям и вызовам времени. Потому что музей, конечно, должен подстраиваться под ожидания аудитории и отвечать на вызовы времени.
Поддерживает эту точку зрения и заведующая филиалом Национального музея РСО–А Елена Габоева:
– Нацеленность семинара была в первую очередь на поиск внутренних ресурсов, возможно ли эти ресурсы объединять на музейных площадках, в каких формах это можно делать, каких результатов мы от этого ожидаем. Вот эти вопросы обсуждались почти во всех группах. Одним из главных вопросов, которые, на мой взгляд, удалось выявить и поднять – это вопрос о том, как осмысливается территория Северного Кавказа, как на нас смотрят извне, как мы смотрим. Я это воспринимаю как расширение взглядов. Благодаря лекциям экспертов мы посмотрели, как другие музеи решают схожие проблемы, какие бывают технологии музейного проектирования, как в других странах это происходит. Поделились своим опытом. Но самое главное, семинар дал возможность оценить, насколько на уровне Северо-Кавказского региона мы друг другу можем быть полезны, как это сотрудничество может влиять на социальные процессы в обществе. При этом я хотела бы отметить, что весь семинар шел на очень высоком уровне как кураторов, так и участников. Мы говорили на общем профессиональном языке: как общество на нас влияет,как мы можем влиять на общество...