Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что в соседних регионах разница между тарифами на оплату водоснабжения может отличаться в 54 раза, и люди переплачивают в 100%. То есть вдвое.
Это звучит очень странно, так как ФАС – орган, который призван осуществлять контроль над всеми регуляторами субъектов федерации, отметил замгендиректора ассоциации "ЖКХ и городская среда" Дмитрий Гордеев. "Руководитель антимонопольного органа расписался в собственной беспомощности, – сказал он. – Артемьев также сказал, что все россияне переплачивают 100%. Возникает вопрос, а почему ФАС это допустила? Методика ценообразования тарифов одна, а что с ними происходит в дальнейшем, дело рук местных властей и ресурсников. За их действиями и должна следить ФАС".
Отметим, что тарифы устанавливаются органами власти в регионах по единым методикам и отдельно для каждой ресурсоснабжающей организации.
Допустим, в Москве есть водоканал, у которого имеются пригодные инженерные сети, по которым движется вода, есть необходимая инфраструктура. А, например, в Воркуте, забытом городе шахтеров, у ресурсников мощности на ладан дышат, сети истощены на 80%.
Эти два водоканала абсолютно разные, и на содержание каждого требуются разные средства, которые и закладываются в тарифы для потребителей. Выходит, в той же Воркуте тарифы должны быть выше, чем в столице, так как ресурсникам надо на что-то модернизировать свои сети. Можно, конечно, задаться целью, чтобы тариф был низким везде, но тогда качество воды будет невысоким, если вообще ее продолжат поставлять в дома.
"Чтобы вырученные средства целиком и полностью пошли на покрытие нужд ресурсников, региональный регулятор должен быть уверен в процессе получения платежей по этим тарифам, в том, что деньги расходуются в соответствии с планом. Тот же водоканал должен обосновать свой тариф, – подчеркнул Гордеев. – Если заложили в тариф замену 20 километров труб, а на вырученные средства обновили только 10, регулятор в таком случае должен пересмотреть тариф в сторону уменьшения. Но в реальности, как мы знаем, тарифы в сторону понижения практически нигде и никогда не меняются".
ФАС предложила реформировать систему образования тарифов и ввести так называемый федеральный тарифный светофор. В зависимости от технических и географических параметров планируется устанавливать единый эталонный уровень затрат на федеральном уровне власти, а за вторую часть тарифа будут в ответе власти регионов.
Напомним, 28 августа Владимир Путин поручил правительству ввести "эталонный" принцип формирования тарифов с лета 2019 года. Собственно, именно эту идею и пиарит сейчас Артемьев. Под "эталоном" глава регулятора понимает долгосрочный принцип формирования тарифов – на 5–10 лет – с ограничением возможностей властей регионов: местное руководство сможет поднимать тарифы для граждан выше установленного норматива только после разрешения ФАС. По мнению антимонопольщиков, такой подход, по крайней мере, уменьшит разброс тарифов на одни и те же услуги между соседними регионами.
"ФАС усиленно продвигает эталонный принцип формирования тарифов. Но на одном только рынке электроэнергии после внедрения такого принципа расходы потребителей увеличатся на 40 млрд рублей вместо заявленной экономии в 12 млрд. Вот такая забота о потребителях, – говорит директор АНО "Центр мониторинга и контроля за ценообразованием", эксперт Института экономики роста им. Столыпина Алексей Малоземов. – А в законопроекте ФАС нет ни намека на меры, которые стимулировали бы монополии повышать свою эффективность на долгосрочный период".
Прокомментировать данную ситуацию на республиканском уровне мы попросили руководителя Региональной службы по тарифам РСО–А Алана Кумаритова:
"Основная цель внедрения эталонных тарифов – сокращение издержек компаний, оптимизация тарифов для потребителей, привлечение инвестиций в отрасль. Но как будет рассчитываться "эталон", пока неясно. Если вводить эталонный метод при формировании тарифов на услуги ЖКХ, сразу же возникает вопрос о том, как быть с тарифами на энергоносители, которые составляют основную долю расходов? Как быть с ценами на бензин, мазут, которые ежегодно повышаются? Самое главное – понять, как будет сочетаться эталонный метод с ростом цен на ресурсы.
На настоящий момент действует элемент социальной защиты населения в виде предельного индекса роста платы граждан, который установлен на все коммунальные услуги. Сегодня не позволяется повышать тарифы до уровня, по которому совокупная плата граждан за жилищно-коммунальные услуги станет выше установленного на федеральном уровне предельного индекса. Как будет работать метод эталонного формирования цен при предельных индексах роста платы граждан?
Также по новой методике тарифы планируется рассчитывать без учета фактических расходов организаций, не учитываются ни масштаб предприятий, ни состояние инфраструктуры, ни условия работы организаций. Усредняются данные по малым и крупным предприятиям, в т. ч. независимо от территориальной принадлежности.
К примеру, внедрение метода эталонных тарифов в энергетике уже привело к резкому росту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии во многих регионах РФ, в т. ч. и у нас в республике.
Во избежание аналогичной ситуации в коммунальной отрасли необходимо учесть при разработке методики, по которой будут рассчитываться эталонные тарифы, специфику работы малых коммунальных предприятий, коими являются более 80% организаций республики (протяженность, износ сетей, наличие свободных мощностей, структуру потребителей, использование приборов учета), а также предусмотреть переходный период с пошаговой "дорожной картой" для применения данной методики, чтобы не создавать неудобства,
в т. ч. потребителям".