[B]В путешествие по Таджикистану, Узбекистану и Азербайджану в дни весеннего праздника "Навруз" отправились жители Северной Осетии, посетившие в субботний вечер Дом кино во Владикавказе. Чудесные фильмы, зажигательные песни и танцы, традиционные национальные угощения – так отметили праздник Нового года по астрономическому солнечному календарю национально-культурные общества республики.[/B]
– Во время просмотра картин о традициях празднования в разных республиках, я испытал ностальгию по Советскому Союзу, в котором мы жили единой семьей, и никто никого не различал по национальному признаку. Однако я уверен, что придет время, и мы снова объединимся, будем ездить друг к другу, как и раньше. Хотя в Осетии мы продолжаем так жить, и нынешнее мероприятие – тому подтверждение. Все общества во главе со своими руководителями Фуадом Кязымовым (азербайджанское общество "Азери"), Арсеном Худододовым (таджикская диаспора "Памир"), Суяркулом Ураковым (Всероссийский конгресс узбеков), Альбертом Дарбазановым (ингушское общество "Даймохк") объединились и отметили праздник вместе. Я всем желаю добра, мира, счастья и благополучия, чтобы такие праздники мы и впредь отмечали, как говорят, до ста лет без старости, – поделился впечатлениями Исай Садродинович Исаев, старейшина азербайджанского общества.
Во время "кинопутешествия" гости узнали, как готовятся традиционные праздничные блюда в разных регионах. К примеру, "Сумалак" – главное блюдо узбеков и таджиков. Его готовят из проросшей пшеницы в огромных котлах, варят мешая всю ночь. Тот, кто перемешивает, загадывает желание, а молодежь, на удачу, забирает себе камешки, которые кидают на дно, чтобы лакомство не пригорело. Название переводится с персидского как "30 ангелов" (сумаляк: си – тридцать, малак – ангел), и с ним связано много легенд. В Узбекистане рассказывают, что бедная женщина, не зная, чем накормить голодных детей, закинула в котел проросшую от сырости пшеницу, которую нашла в кладовой, туда же положила камни, сказав, что варит мясо. Проснувшись утром, она увидела удивительные узоры, образовавшиеся на поверхности варева и похожие на крылья ангелов. Нынешние женщины и теперь по ним пытаются предсказать, каким будет грядущий год, а потом раздают лакомство соседям и друзьям.
В Азербайджане традиционными являются пахлава, шекербура – это восточная сладость из тонкого теста и ореховой начинки, украшенная сверху тонким узором. Она – неизменный атрибут праздника. Также хозяйки готовят "кутабы с зеленью" (тонкий пирожок в форме полумесяца из пресного теста с начинкой), и "Фесели" – слоеные лепешки с начинкой, которые символизируют солнце. Еще в Азербайджане есть такая легенда: "дедушка Навруз" 13 дней обходит дома, чтобы проверить, все ли веселятся и танцуют. Именно радость и веселье – одни из важных составляющих праздника.
Все блюда можно было попробовать здесь же, в фойе владикавказского Дома кино, в том числе и восточный плов. Инициативу поддержали и другие культурные общества Северной Осетии: к слову, представители "Даймохка" угощали национальной ингушской сладостью – халвой.
Завершилось мероприятие песнями и танцами, причем, веселились все: то под зажигательные узбекские, то под лирические таджикские песни. Хочется отметить, что в гостях у североосетинских отделений национально-культурных обществ были земляки из Москвы, Сочи и Кабардино-Балкарии. В тот вечер Дом кино напоминал миниатюрный Советский Союз, как подметил Роберт Цинделиани, руководитель грузинского общества "Единство – Эртоба" в РСО–А:
– Северная Осетия сохранила традиции добрососедства, которые развивались в советское время. Мы, представители разных национальностей, также общаемся и дружим в повседневной жизни. И сделаем все, чтобы пронести нашу дружбу через года.