Не менее богаты по раскраске горные породы и минералы. Приведем примеры на широко распространенных породах наших гор. Так, в чистом виде цвет доломита, образующего мощные толщи на Скалистом хребте, серовато-белый, но в зависимости от примесей он приобретает желтоватые, бурые или другие оттенки; реже бывает темным.
Чистые известняки светло-серого цвета примеси органических веществ окрашивают в темно-серый, а окислы железа – в желтый, коричневый и красный цвета.
А вот окраска мергелей, широко распространенных в РСО–А в виде пластов различной мощности, в основном в меловых отложениях (толщах) Лесистого и Пастбищного хребтов, чаще светлая. Оттенки их окраски (зеленоватые, розовые и др.) также связаны с примесями. Такую выразительную толщу прямо у дороги видят проезжающие в Куртатинское ущелье между селениями Дзуарикау и Тагардон. Да и перевал в преимущественно красноватых мергелях называется Сырх авцаг (Красный перевал).
Известны "цветные" скалы (камни) в парке г. Кисловодска, состоящие из красного песчаника, Приэльбрусье – из вулканических пород. А какое разнообразие цветов у булыжников и гальки в пойме Терека и других наших рек: тут и красно-коричневые и темные вулканические породы, черные – гнейсы и кристаллические сланцы, серые граниты, белые – известняки, доломиты, кварциты, мрамора!..
Из-за цвета пород, образующих горы, даны названия некоторым из них: например, Шаухох (Черная гора), Урсхох (Белая гора). Первая сложена обычно сланцами, гнейсами или гранитами, а вторая – известняками и доломитами. Или пример из далекой от нас местности: название горной вершины Дхаулагири (8167 м) в южном отроге Больших Гималаев (в Непале) в переводе с санскрита означает "белая гора". Сложена она в основном известняками, на ее склонах ледники… Одно из названий местных жителей горного массива в южном отроге Больших Гималаев (в Непале) Аннапурна – "черная", "страшная". В горах на востоке Северной Америки известны горы Белые и Зеленые.
Такие опасные объекты природы, как оползни, также имеют разнообразную окраску. Так, бугристое "тело" Луарского оползня в Алагирском ущелье сложено из материала брекчированной зоны – глыб и обломков, суглинков. Многие из них ожелезнены, что придает всему оползню желтовато-бурый цвет. А вот в нижней части Донифарского оползня в Дигории в сухую погоду отчетливо выделяются светлые участки с отложившимися солями.
Различная окраска горных пород придает красоту и своеобразие сооружениям, созданным из них. Красивы здания в г. Владикавказе с теплым светло-желтым цветом, облицованные, например, из геналдонских доломитов (здание Горского агроуниверситета), вулканических красноватых туфов – Центрального рынка или светло-серого туфопесчаника – собора Вознесения Господня в г. Алагире…
Неповторима окраска и в пещерах. В них есть много разноцветных карбонатных натеков, белоснежных гипсовых "люстр" и колонн, желтовато-коричневых сталактитов и сталагмитов. Из-за окраски пород названа пещера Красная в Крыму.
Различны цвета наших рек, озер, водохранилищ. В холодный период вода в них чистая, голубого или зеленоватого цвета. А в теплый она темнеет из-за обилия частиц песка, ила или органических остатков.
Из-за цвета вод названы некоторые реки. Так, из-за необычно приятного для глаз голубовато-зеленого – река Зеленчук в Карачаево-Черкесии. В Якутии известна река Синяя. Или название р. Колорадо на западе США с устьем, расположенным в Мексике, также дано по цвету пород, в которых она протекает и размывает. В переводе с испанского оно означает "цветной", "красноватый". И еще такой пример: название р. Амура в переводе с монгольского означает "черная вода", с китайского – "черная река" или "река черного дракона".
Поражает голубизна воды горных озер. Неповторимо сероводородное озеро в Алагирском ущелье с бирюзовой окраской.
Посетители высокогорий поражаются ледниковым гротам или трещинам во льду насыщенно голубого цвета с оттенками лазури, обрамленным белым снегом. А солнечный цвет дает иллюзию присутствия на морском дне… Но в последние десятилетия в связи с сильным таянием ледников языковые части их стали "грязными" и "темными" от поверхностных морен из обломочных пород.
От наносов в летние паводки меняется цвет воды в водохранилищах Зарамагском, Гизельдонском…
Обычны красно-коричневые, кирпично-красные и желтоватые отложения травертинов и железистых отложений у некоторых минеральных источников: Хилакских, Тибских и др. А вот в Дигорском ущелье на правом берегу р. Мосотадона речки из минеральной воды текут в руслах с красным дном, напоминая внеземные ландшафты! Вызывает удивление у туристов голубизна вод ручьев Тамискских сероводородных источников с колеблющимися в них светлыми "космами" сероводородных бактерий…
Очень богата цветовая палитра растений. Невероятно количество их видов и подвидов, многие из которых поражают своей расцветкой стволов, цветков, листьев… Каких только окрасок и сочетаний цветов ни увидишь! К примеру, у основной породы наших лесов бука восточного стволы серые, у березы Литвинова – белые, а вот у другой эндемичной березы Радде – вишневые. На Дальнем Востоке встречается еще необычная по окраске береза – желтая.
Поражают своей окраской грибы. Среди них есть виды, названные за свой цвет: белый, рыжик. Поразительны цвета других видов: сыроежек, мухоморов, лисичек, трутовиков и др.
Разнообразны цвета и ландшафтов. Они меняются по сезонам года. Так, весной и в начале лета привлекает внимание пестрота ландшафтов высокогорий, когда их склоны покрываются яркой зеленью трав, а на гребнях и в балках тянутся белые полосы снежников, которые образовали лавины или ветер. По фототону (а также рельефу и окраске растительности) идет дешифрирование аэро-и космоснимков.
Цвета природы привлекали внимание художников, писателей и поэтов. Так, постоянный эпитет – устойчивое в фольклоре образно-поэтическое определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным (часто с определенным цветом), например, леса – "темные", пески – "желтые", луга – "зеленые", камни – "самоцветные" и т.д. Вспомним роман французского реалиста Ф. Стендаля "Красное и Черное".
В былинах певцы также предпочитают яркие краски – не полутона, а главные цвета: красный (о солнце, закате), белый (о березе, лебеде, снеге, шатре, руках и пр.), зеленый (о лугах) и др.
Для направления "импрессионизм" в живописи воспроизведение впечатления от предмета изображения изменчивости, текучести явлений, особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения, придающего разный облик одному и тому же предмету (утром, днем и вечером, в солнечный и пасмурный день), органически связана со всей эстетической позицией художника, определяет его метод.
Как часто мы задерживаемся у полотен художников, которые выбрали для изображений цвета в природе: воды (Айвазовский и др.), гор (Рерих и др.), леса (Шишкин и др.) и т.д. Не перечислить фотографий с цветами и их оттенками, снятых фотографами.
Осенние краски (цвета) трудно выразить стихами и прозой. Есть множество их описаний. Но как пример приведем отрывок из стихотворения "Осенняя красота" нашего поэта В. Кокоева:
Лист кленовый, словно цвет рубина,
Лист осины – больше с желтизной,
Серебристый цвет у паутины,
У реки и неба – голубой.
Или вспомним С. Есенина: "… В саду горит костер рябины красной…"
А как передать словами цвета пламенеющих закатов или восходов и окрашенных в это время гор?.. В отношении заката отметим, что одна из древнейших погодных примет, зафиксированная даже в Библии, гласит: "… вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно" (Мф. 16:2).
Есть и много поговорок, где отражены цвета в природе или ее состояний. К примеру: "Если небо красно к вечеру, моряку и пастуху бояться нечего" (т.е. будет хорошая погода – К.П.).
От окраски при закате ярко-оранжевым цветом в пустыне Гоби (Монголия) названы скалы из песчаника – "Пылающие скалы".
Любознательный и наблюдательный читатель и сам может привести множество примеров поразительно разнообразных цветов в природе.