2 февраля 1979 года меня, еще не проработавшего и две недели в должности директора фабрики музыкальных инструментов "Терек", пригласили на совещание к заместителю председателя Совета министров СОАССР С. Е. Ужегову.
Рассматривался вопрос об освоении выпуска национальных музыкальных инструментов на местной фабрике, так как длительная переписка с начальником Росмузпрома ММП РСФСР по вопросу изготовления осетинских инструментов на предприятиях системы не дала положительных результатов.
Я дал согласие с условием, чтобы министерство культуры направило к нам куратора-гармониста для оказания помощи на месте. Мы выделили помещения, пригласили мастеров, которые занимались ремонтом музыкальных инструментов в училище искусств – Сергея Евдокимовича Базарова и Александра Кумова.
Инициатором изготовления национальных музыкальных инструментов на местной фабрике был Солтан Ельдзарикоевич Ужегов, который до назначения его заместителем председателя совета министров работал министром культуры республики и знал все трудности приобретения национальных музыкальных инструментов для республик Северного Кавказа.
Возрождение этих инструментов, их производство, создание фольклорных ансамблей способствовало развитию культуры народов. Но серийному выпуску предшествовала длительная переписка с руководством Росмузпрома ММП РСФСР об оказании помощи.
Вот что писал Ужегов начальнику ведомства А.П. Колупаеву:
"Вопрос об изготовлении таких инструментов много лет ставится в областном комитете КПСС, в Совете Министров Северо-Осетинской АССР, на коллегии Министерства культуры республики. Неоднократно направлялись специалисты с целью изучения вопроса о возможности их изготовления на фабриках музыкальных инструментов Ленинграда, Тулы, Ростова-на-Дону, Казани, Армавира; тем не менее вопрос оставался нерешенным. В мае 1977 года Росмузпром рекомендовал Совету Министров в ответ на наше письмо организовать производство осетинских гармоник на фабрике музыкальных инструментов г. Армавира, куда были направлены представители Министерства культуры республики с предлагаемым образцом национальной гармоники. По нашей просьбе фабрика изготовила такой образец. Но организация серийного производства гармоник, как и струнных инструментов, оказалась невозможной по нескольким причинам: это отсутствие мастеров, знакомых со спецификой изготовления данного инструмента; низкое качество материалов, не подходящих для изготовления качественных инструментов; отсутствие отдельных узлов и деталей; высокая стоимость.
В настоящее время существует возможность изготовления национальных инструментов на Орджоникидзевской фабрике музыкальных инструментов. Вопрос изучен специалистами Министерства культуры Северо-Осетинской АССР, руководством фабрики музыкальных инструментов г. Орджоникидзе с участием деятелей культуры республики.
Фабрика может взяться за производство национальных инструментов. Необходимы Ваши согласие и помощь в поставке отдельных узлов и деталей с Ленинградской фабрики музыкальных инструментов".
И вот 9 апреля 1979-го руководство Росмузпрома дало задание нашему предприятию выпустить первую партию национальных гармошек в третьем квартале текущего года. Через несколько месяцев я откомандировал мастера С.Е. Базарова на фабрику "Красный партизан" в город Ленинград с просьбой оказать ему помощь в освоении производства язычковых инструментов, так как это была новая для нашей фабрики продукция.
Первые образцы осетинских гармоней были изготовлены в январе 1980 года и представлены экспертной комиссии. В связи с дефицитом осетинских гармошек в министерство культуры от населения неоднократно поступали жалобы на руководителя фабрики. Видя такое положение, мы пришли к выводу, что необходимо расширить соответствующий участок, набрать людей и обучить их. Начальником участка назначили Т.Н. Джибилова – выпускника лесного техникума, знавшего производство.
Свои секреты изготовления национальных гармошек мастера С. Базаров и А. Кумов раскрывать не хотели, и тогда я предложил им трудоустроить своих родственников для обучения этому мастерству. Кроме них пригласил еще Урусхана Кудзаева, как говорят, "мастера-золотые руки", и отправил его в Армавир, на курсы по изготовлению русских гармошек. Урусхан успешно освоил это производство.
Так на участке появились семейные династии: двое Кумовых, пятеро Кудзаевых, трое Тедеевых, двое Багаевых. Всего мы обучили этому мастерству более 15 человек. Одновременно я направил четверых за счет предприятия в Ленинградскую лесотехническую академию. Двое из них были рабочими фабрики. За других мне пришлось возместить затраты на обучение из своего кармана, так как они не являлись рабочими фабрики...
Вспоминаю один случай из моей трудовой деятельности на посту директора. Как-то пришли ко мне родители одной маленькой девочки, которая вышла из комы после тяжелой операции. Они рассказали, что, когда спросили дочку, что она хочет, та тихо произнесла: "Гармошку". Родители были в недоумении от такой просьбы дочурки. Но что им оставалось делать, они обратились ко мне. Разве мог я отказать им в такой просьбе?!
На фабрике сложился многонациональный коллектив, насчитывавший более 300 человек, и установились определенные традиции. В интересах сохранения национальных музыкальных инструментов народов Северного Кавказа руководство фабрики вынуждено было открывать филиалы, использовать надомный труд в регионах Северного Кавказа. Выявляли талантливых ребят, помогали надомным мастерам материалами и комплектующими. Таким образом, наладили выпуск щипковых, язычковых и струнных инструментов. Кроме того, Дом народного творчества Министерства культуры СОАССР проводил конкурсы лучших музыкальных инструментов. Приглашали мастеров, сказителей и гармонистов, чтобы они давали экспертные заключения по звучности, строю и качеству работ.
И сегодня осетинская гармошка звучит везде – на свадьбах, куывдах, концертах... Все, что несущественно, стирает время. Но то, что положено в основу души народа, в основу наших представлений о предназначении человека, выкристаллизовывается в анналах истории. Надеюсь, в ней останется и малая частица труда людей, причастных к возрождению осетинской гармоники.