23 января 2019 года депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации внесли на рассмотрение Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона, который вносит в 131-й Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменения, связанные с введением нового вида муниципального образования – муниципального округа. Действующее законодательство выделяет городские и сельские поселения, разные виды районов, а также городских округов. Во время проведения встреч Главы РСО–А В. З. Битарова с населением в районах нашей республики жители поселений часто жалуются на неразбериху с местными администрациями – за одной справкой нужно бежать в администрацию городского или сельского поселения, за другой ехать в муниципальный район. Много замечаний и пожеланий поступает по поводу качества выполнения своих обязанностей главами администраций поселений и муниципальных депутатов. В этой связи необходимо отметить, что любая из существующих в настоящее время моделей муниципального управления – это, как говорится, дорога с двусторонним движением. Некоторые говорят, что ничего не нужно менять, пусть останется так, как есть, – но это точно дорога в тупик.
В развитии любого муниципального образования территориальная составляющая играет одну из ключевых ролей. По данным мониторинга Министерства юстиции Российской Федерации, сегодня территориальная организация не является статичной, есть несколько основных трендов: во-первых, устойчиво востребованной является практика объединения всех поселений и, во-вторых, активное распространение за последние годы получил процесс образования на базе муниципального района городского округа. Само по себе формирование больших по площади муниципалитетов не ново, оно практикуется не только в России, но и во многих других странах, начиная от Дании и заканчивая Австралией. Новый тип муниципального образования – муниципальный округ – ни в коем случае не противопоставляется, я подчеркиваю, городским округам, он лишь позволяет в процессе укрупнения муниципальных образований учесть сельский или городской характер преобразуемой территории.
Одноуровневые системы органов местного самоуправления среди прочего экономят бюджетные деньги. Одни говорят, что это очень небольшая экономия, другие просто не владеют реальными цифрами. Например, в Пермском крае, где процесс объединения идет достаточно активно: 7 городских округов уже появилось, 11 территорий в стадии объединения, – в среднем экономия составляет 5–7 процентов налоговых и неналоговых доходов муниципальных районов. Особо хочу подчеркнуть, что на каждый рубль сэкономленных собственных средств краевой бюджет дает рубль из региона. Такая практика, я знаю, есть и на других территориях.
Вышеуказанный проект федерального закона разработан с целью совершенствования принципов территориальной организации местного самоуправления. Для дополнительного обеспечения вариативности подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий перечень видов муниципальных образований дополняется муниципальным округом. Новый вид муниципального образования обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы местного самоуправления, там, где это целесообразно. Новый вид муниципального образования не является противопоставлением городскому округу, поскольку допускает возможность вхождения в его состав городов, в которых концентрируются "бюджетообразующие" ресурсы. Перечень вопросов местного значения муниципального округа предлагается соотнести с перечнем вопросов местного значения городского округа. Муниципальные округа могут быть образованы в первую очередь в результате наделения городских округов, созданных в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. № 62-ФЗ, соответствующим статусом, а также вследствие объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, с утратой поселениями и муниципальным районом статуса муниципального образования. Образование муниципального округа, состоящего менее чем из трех объединенных общей территорией населенных пунктов, не допускается. В связи с введением нового вида муниципального образования предлагается уточнить понятие городского округа. В частности, предлагается считать, что городской округ состоит из одного или нескольких объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах или иных городских населенных пунктах. Вместе с тем допускается вхождение в состав территории городского округа сельских территорий и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, но в пределах, в совокупности не превышающих значения, устанавливаемого законопроектом (размер сельской и иной территории городского округа не должен превышать размера территорий соответствующих городов или иных городских населенных пунктов). Предлагаемые изменения направлены на упорядочение сложившейся неоднородной практики территориальной организации местного самоуправления, в первую очередь связанной с соотношением статуса муниципального образования и специфики административно-территориального устройства, а также на устранение семантического противоречия, возникающего вследствие объединения поселений с городским округом с последующей утратой муниципальным районом статуса муниципального образования. Наряду с указанными изменениями проект федерального закона предусматривает корреспондирующие дополнения новыми и уточнение существующих форм преобразований муниципальных образований и изменений их границ. В частности, в качестве новеллы предусматривается возможность такого преобразования, как разделение городского округа. Также законопроектом предусматривается, что в случае, если после объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом, такой городской округ не соответствует требованиям, предъявляемым к городским округам, то он наделяется статусом муниципального округа. Для проведения возможных преобразований и изменения границ муниципальных образований в соответствии с проектируемыми законопроектом изменениями, а также приведения статуса существующих муниципальных образований в соответствие с устанавливаемыми законопроектом понятиями и требованиями к определенным видам муниципальных образований, предлагается установить переходный период до 1 января 2025 года. Это достаточно большой срок. Стоит обратить внимание, что законопроект не предусматривает оперативного преобразования всех муниципальных образований. Важный, ключевой посыл данной законодательной инициативы именно целесообразность и возможность преобразования только с учетом мнения соответствующей территории по решению представительного органа местного самоуправления при наличии объективных экономических, демографических, социальных и других предпосылок.
Возвращаюсь к теме укрупнения муниципальных образований: ключевым обязательным условием должна быть доступность органов местного самоуправления. Надо сказать, что для этого сегодня многое делается: создается полноценная сеть многофункциональных центров, расширяется перечень их услуг, системно решается вопрос по обеспечению доступа сельских поселений к сети "Интернет". В прошлом году законодательно закрепили институт старост, который наиболее востребован именно у старшего поколения нашей страны. В 2018 году в нашей республике были назначены и приступили к работе во всех наших муниципальных образованиях общественные помощники Главы РСО–А В. З. Битарова.
Процесс территориальных преобразований, связанный среди прочего с утратой статуса муниципальных образований поселений и муниципальных районов в связи с принятием законопроекта, неизбежно повлечет высвобождение на территориях вновь образуемых муниципальных округов депутатов представительных органов упраздняемых поселений и в целом актива организованных местных сообществ. При этом данный высвобождаемый актив (его большинство) в настоящее время формирует в населенных пунктах порой весьма эффективные и влиятельные институты гражданского общества как связующие звенья между жителями территорий и органами публичной власти. В этой связи представляется, что для сохранения и развития потенциала местного гражданского общества целесообразно создание муниципальных общественных палат (советов). Данный институт может дать положительный импульс развитию таких объективно необходимых в настоящее время направлений, как общественный контроль и инициативное бюджетирование, которые, без всякого сомнения, покажут свою эффективность в таких сферах, как благоустройство территорий, создание комфортной среды жизнедеятельности, общественный порядок, ЖКХ, дороги и так далее на территориях вновь образуемых муниципальных округов. Таким образом, необходимо дополнить данный законопроект соответствующими нормами в части создания, функционирования и определения публично-правового статуса муниципальных общественных палат (советов).
19 марта 2019 года Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации приняла в первом чтении вышеуказанный проект федерального закона, а профильному комитету Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления необходимо доработать данный законопроект с учетом поступивших поправок и внести на рассмотрение Государственной думы во втором чтении.
Геннадий РОДИОНОВ,
Полномочный представитель Главы РСО–А в Совете муниципальных образований РСО–А.