– Хасан Владимирович, вы много лет возглавляете одну из ведущих кафедр высшего гуманитарного образования в республике. Как вам оттуда, сверху, видится наше среднее образование?
– Как очень среднее и далекое от требований времени! Основой мощи нашего государства во времена СССР было добротное образование на всех его уровнях. Сегодня либеральные "реформаторы" разрушили старую систему образования, а новая система никак не отвечает на вызовы времени.
Наша кафедра и Центр исследования приграничных регионов Юга России ИСПИ РАН, который я также возглавляю, не раз проводили массовые опросы населения и экспертов по проблемам системы образования от детских садов до высшей школы. Мы начинали с зарплат и нагрузки воспитателей, учителей и преподавателей и заканчивали самыми тонкими аспектами содержания программ образования…
– И какие же проблемы вы выявили?
– Качество преподавания напрямую зависит от того, как чувствует себя учитель. Если говорить о зарплатах и нагрузках в сфере образования, – то это глубокая неудовлетворенность ими рядовых сотрудников.
Ответственность высочайшая, нервы безмерные, нагрузки огромные, отчетность безумная, а оплата – как у продавца магазина средней руки. Учитель оказался под валом бумаг, всевозможных отчетов – и все это, чтобы получать унизительные стимулирующие выплаты в 5-6 тысяч рублей?!
К этой картине эксперты добавили, что директора школ установили себе высокие ставки и "приватизировали" школы. Глядя на них, многие учителя также воспринимают своих учеников как объект доходов, дают знания в полсилы и не создают условия, чтобы дети проявляли себя, а воспитание и вовсе перестало быть заботой большинства учителей.
Есть у такого отношения и скрытый мотив – восполнять знания детей за… дополнительные деньги – репетиторство. Педагогу стало невыгодно хорошо учить детей, он перегружен неоплачиваемой бумажной работой и единственным способом заработать хорошие деньги становится репетиторство.
Где уж тут говорить о преподавании в школах так необходимых современным детям основ экономической и предпринимательской деятельности, а без этого мы не построим современную рыночную экономику!
– Что же надо делать для спасения нашего образования?
– Надо выделить два направления – экономическое стимулирование рядовых сотрудников и содержание учебных программ.
Нынешняя система оплаты труда в образовании является громоздкой, ее следует упростить и приравнять зарплату воспитателя, учителя и преподавателя к окладам чиновников, но при этом повысить ответственность за знания учеников.
Следует осуществлять контроль деятельности педагогов, выявлять степень их компетентности, проводить беспристрастную, объективную аттестацию. Оценка школы и труда учителя должна осуществляться по даваемому ими уровню знаний, по степени воспитанности и развития учеников.
Также необходимо провести модернизацию содержания образования. Сегодня нужно стимулировать логическое и творческое мышление ученика, а бумаготворчество и отчетность сократить до минимального. Государство должно навести жесткий порядок в школе, который коснется и директора, и учителей, и школьников.
Для этого необходимо повысить качество и проводить жесточайший отбор учебников, создаваемых в соответствии с требованиями времени. Нужно ввести специализацию в выпускных классах, предоставить преподавателям больше самостоятельности и творчества, вернуть в школу мужчин-учителей, отменить коммерческий набор в пединституты и вузы, широко тиражировать лучшие отечественные и зарубежные практики обучения и развития школ.
Мы просто обязаны вернуться к классической форме сдачи экзаменов, а ЕГЭ может остаться лишь вспомогательным инструментом в общей оценке уровня знаний.
Я уже говорил, что современное образование не отвечает запросам рыночной экономики, школьникам не дают основы предпринимательской деятельности, а само предпринимательство никак не участвует в воспитании кадров для себя. Выпускники школ, а нередко и вузов, зачастую не готовы влиться в экономическую жизнь, особенно в предпринимательство, составляющее основу рыночной экономики.
Ввиду всего сказанного результатом обучения должны быть, в том числе, экономическая, юридическая и управленческая грамотность выпускников не только вузов, техникумов, но и школ. И только тогда у нас появятся предприниматели, способные решать задачи развития республики и страны.