Государство занимается человеком не абстрактно, путем заклинаний, а осуществляя свою идеологическую функцию путем культурно-воспитательной работы в сферах образования, культуры, воспитания, просвещения, пропаганды, в том числе через средства массовой информации. Разве вы как республиканская газета не идеологический орган государства? Вопрос риторический, поскольку смысл вашего бытия, как и государства – воспитание и формирование достойного гражданина своей Родины, защита интересов своего Отечества, формирование современного общества.
Подчеркну, что государственная идеология трактуется известными философами, политологами, юристами как система взглядов, идей и ценностей, проповедуемых государством. Она является сущностной характеристикой суверенного государства и если отсутствует, то вместо нее отдельными социальными группами насаждается в обществе, в лучшем случае, западная либерально-духовная идеология, где основными и единственными становятся материальные ценности. А в худшем случае – идеология вседозволенности и безнравственности, расизма и исключительности одного народа, экстремизма и терроризма.
Обосновывая социальную необходимость государственной идеологии, академик О. Кутафин, будучи советником Президента РФ, отмечал, что "общество и государство не могут существовать без идеологии. Чтобы развиваться, они должны иметь концепцию развития, которая и является выбором определенных идеологических установок".
Другой известный ученый, профессор С. Авакьян заявил: "Ни одна страна не может жить без идеологии... Утверждать иное – значит вводить людей в заблуждение. Идти вперед нельзя, не выбрав целей. А это и есть... выбор определенных идеологических установок".
На мой взгляд, государство, если оно соответствует своему статусу и предназначению, всегда имеет свою идеологию, а ее ослабление, тем более разрушение, ведет к его гибели, что подтверждается многовековой историей известных империй, включая царскую Россию и СССР.
Обобщая высказывания указанных и других ведущих ученых, можно утверждать, что идеология является одним из необходимых свойств государства. Не случайно и Полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде РФ А. Александров высказал сомнения в целесообразности конституционного запрета государственной идеологии.
Идеология трактуется во всех словарях как мировоззрение, система взглядов, идей. Как известно, мировоззрение возникает в сознании, то есть в мыслях, чувствах, ощущениях. В связи с этим возникает риторический вопрос: можно ли человеку, социальной группе или обществу запретить мыслить, а проще говоря, думать, и тем самым иметь свое мировоззрение, идеологию? Это то же самое, что запретить дышать, мыслить, реализовывать другие жизненно важные потребности. Государство без идеологии – как человек без мысли, отмечает А. Тибилова из Южной Осетии.
Отметим, что запрета на государственную идеологию нет в конституциях ни США, ни других стран, ни Южной Осетии, ни многих республик РФ. Более того, конституции некоторых стран подчеркивают наличие в них идеологии, то есть определяют функцию идеологического государства.
Примерами высокоидейных документов могут служить конституции США и ФРГ, которые выступают идеологическим фундаментом демократии и правовых систем западных стран. Некоторые страны, например, Индия и Китай, являющиеся наиболее динамично развивающимися по экономическим параметрам государствами, прямо заявляют о приверженности определенным идеологическим учениям.
В этих древних странах давно поняли, что при отсутствии четкой государственной идеологии побеждает идеология хаоса и беспорядка, экстремизма и терроризма. Как известно, свято место пусто не бывает, природа не терпит пустоты. Ее необходимо заполнять социально значимыми ценностями и деятельностью по достижению стратегической цели российского общества.
Такой целью для осетинского общества всегда было объединение народа, единение национальной элиты ради достижения общенациональных интересов: сохранение культуры, языка, обычаев и традиций, территории, государственности, составляющих основу государственной идеологии Осетии.
Государственная идеология обязательна для органов власти и управления, тех, кто выполняет в них те или иные функции. Все они должны не только следовать нормам, принципам и ценностям, которые провозглашаются и проповедуются государством, но и активно отстаивать. В ином случае им не место в государственном механизме, функционирующем на основе государственной идеологии.
Правильно отмечают специалисты, что государство не имеет права устраняться от "идеологической борьбы", не может находиться над схваткой идеологических противников. Государство должно решительно бороться против попыток идеологического разложения нации. Будучи политико-правовой формой организации общества, как и любой другой субъект общественных отношений (политические партии, институты гражданского общества, религиозные объединения, научные сообщества...), государство вправе не только иметь, но и проповедовать свою идеологию.
С учетом изложенного продолжаю настаивать на необходимости исключения из ч. 2 ст. 12 Конституции нашей республики запрета на установление государственной идеологии и ввести положение о том, что "основы государственной идеологии составляют нормы, принципы и ценности, предусмотренные в настоящей Конституции".
Уверен, что для нашей республики, всего Российского государства вполне достаточно универсальной для многих демократических стран конституционной нормы о признании идеологического многообразия, что предусмотрено в ч. 1 указанной статьи.
Прошла уже почти четверть века, и сегодня следует более творчески и критически подойти к тексту как федеральной Конституции, так и нашей. Тем более что за это время социальная действительность изменилась, не все конституционные нормы соответствуют ей и поэтому не могут эффективно регулировать вновь возникшие общественные отношения.
И именно поэтому ведется работа по совершенствованию некоторых положений Конституции РФ, в том числе в части идеологии. Не случайно в одном из основных политико-правовых федеральных журналов "Российская юстиция", соучредителем которого является Администрация Президента РФ, публикуется предложенная мною статья "О государственной идеологии в Российской Федерации".
На мой взгляд, совершенно очевидна также необходимость совершенствования отдельных норм Конституции РСО–А. Например, в ней следует закрепить норму о социальном характере нашей республики, что я стал публично предлагать еще в начале 2000-х гг., а теперь справедливо и логично поддерживается и другими специалистами.
С учетом сказанного предлагаю провести региональную научно-практическую конференцию, посвященную 25-летию нашей Конституции, где обсудить вопросы совершенствования некоторых конституционных норм. Вполне очевидно, что развивать следует не только экономику, образование, культуру, спорт, но и конституционно-правовую базу, что является важнейшим условием государственно-правового развития нашей республики.