"Мне – 46 лет, мужу – 52, он инвалид 3-й группы (неврологическое заболевание). Супруг работал в такси, но сейчас по состоянию здоровья не может, да и машина требует ремонта. Я работаю, когда-то была зарегистрирована как ИП, но пришлось закрыть его, так как стало невыгодно: заказы по стирке ковров и диванов, в основном в летний сезон, а в последнее время и их стало мало, да и работа тяжелая, а здоровье уже не то. Но я бы справилась, если бы она, работа, была, но здесь, в Моздоке, с ней трудновато. К примеру, в прошлом году я даже в пасхальные дни была занята, столько было заказов, а сейчас тысячи на три рублей всего. Основной доход – пособие по инвалидности.
Три года назад мы взяли несколько микрозаймов от 5 до 20 тыс. рублей на лечение: мужу требовалась плановая операция. Общая сумма микрокредита составила около 40 тысяч рублей в компаниях: "СМС-финанс", "Вивус", "ЛаймЗайм", "Займер", "Езайм", "Росденьги", "Деньги в руки". Операцию делали во Владикавказе. Мы надеялись, что выплатим кредиты, но, как уже сказала, супруг не смог работать в полную силу. Даже проценты не всегда получалось выплачивать. Особенно ситуация усугубилась прошлой зимой: сотрудники этих контор начали звонить, иногда было до 32 звонков в день, пришлось вновь брать в долг у знакомых.
На данный момент примерная сумма долга – 100 000 руб. Я понимаю, что не справляюсь, и ситуация – безвыходная. Я пробовала найти другое занятие, но работу очень трудно найти. Везде жалуются, что заработок упал, а выехать куда-то не могу: и мужа никак не оставить, и хоть какие-то клиенты постоянные есть. Даже не знаю, какой тут выход. Может, министерство соцтруда нам окажет матпомощь, или деньги у кого-нибудь занять, но так, чтобы без бешеных процентов".
Мы обратились в профильное министерство и к специалистам микрофинансовой организации, которая ведет свою деятельность на территории РФ согласно Свидетельству Банка России о внесении юридического лица в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Министерство труда и социального развития РСО–А:
– Женщина может обратиться в Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН) Моздокского района, где она предоставит пакет документов, который будет направлен в министерство. Документы будут рассмотрены и приняты соответствующие меры, о которых ей будет сообщено дополнительно.
Микрофинансовая организация:
– Прежде чем воспользоваться услугой микрофинансовых организаций (далее – МФО), обязательно необходимо проверить данную компанию: входит ли она в государственный реестр микрофинансовых услуг (реестр в открытом доступе на сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru). Если МФО в реестре, то как минимум вы должны знать, что она будет работать максимально в соответствии с действующим законодательством. Далее уточните, входит ли она в состав саморегулируемой организации, членство в которых – обязательное условие деятельности МФО. Также важно проверить подробная ли информация о компании и ее услугах на сайте или в отделении, и внимательно прочитать договор микрозайма.
Если же вы все-таки взяли микрозайм и у вас образовалась по нему просроченная задолженность, то самое главное не игнорировать проблему, не уходить и не прятаться от нее. В первую очередь необходимо обратиться в организацию, где вы получали микрозайм. Согласно "статье 12" Базового стандарта защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (утвержден Центральным банком Российской Федерации 22.06.2017г.), "заемщик или его представитель вправе обратиться в МФО с заявлением о предоставлении реструктуризации". Базовым стандартом прописываются ситуации, при которых МФО рассматривают данные заявления – потеря работы и иного источника дохода, несчастный случай, повлекший причинение тяжкого вреда здоровью, тяжелое заболевание заемщика и другие, при этом необходимо приложить к заявлению подтверждающие документы. Конечно, Базовый стандарт не обязывает МФО предоставлять реструктуризацию заемщикам, но на практике МФО гораздо проще предоставить отсрочку платежа, нежели потом выходить по данному долгу в судебные инстанции, так как это влечет за собой дополнительные финансовые траты (в данном случае имеются в виду МФО, которые работают в соответствии с законом, без применения методов коллекторских агентств).
Если же вы получили отказ от МФО в предоставлении реструктуризации, то в данном случае есть следующие варианты:
1) В соответствии со статьей 8 ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 N 230-ФЗ должник имеет право направить кредитору заявление с отказом от взаимодействия с ним посредством личных встреч, телефонных переговоров, текстовых или голосовых сообщений. Данное заявление может быть подано не ранее чем через четыре месяца после возникновения просроченной задолженности. При этом у кредитора остается возможность направления почтовых отправлений. Однако, это не панацея, т.к. в данном случае кредитору ничего не остается, как подавать на вас в суд. С другой стороны, у вас, возможно, за это время улучшится финансовое положение, и вы сможете погасить задолженность.
2) Найти денежные средства у родственников или в иных финансовых структурах, где предоставляются займы или кредиты на рефинансирование долгов. Данный вариант не решит полностью ваш вопрос, но сможет дать время на восстановление финансового положения.
3) Начать процедуру банкротства – этот вариант подходит для тех, у кого просроченная задолженность составляет более 500 000 руб. Процедура сама по себе долгая и чревата ограничением некоторых прав гражданина. Однако в случае признания судом вас банкротом все ваши долги будут списаны, но при этом вводятся определенные ограничения по устройству на работу и выезду за пределы России.
Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на распространенные услуги, так называемых антиколлекторов. Зачастую такие организации под предлогом помощи должникам за отдельную плату составляют элементарные письма и заявления, которые не приводят к должному результату. И получается, что должник вместо внесения этих средств на погашение своей задолженности оплачивает "липовые" услуги антиколлекторов.