Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

По дефициту – оптимизацией

[B]Республиканский бюджет – это наш общий кошелек, от которого зависит решение многих социальных проблем и задач по развитию экономики, а значит, и улучшению условий жизни каждого. Поэтому интерес читателей "СО" к тому, куда идут его налоги и как эффективно они распределяются, вполне понятен. Чтобы удовлетворить этот интерес об основных параметрах исполнения республиканского бюджета за 2018 год, рассказывает врио министра финансов Северной Осетии Касполат БУТАЕВ.[/B]

– В течение 2018 года в первоначальный закон о бюджете вносились изменения 8 раз! Насколько, по-вашему, Касполат Александрович, они были обоснованы?

– Конечно, большое количество вносимых изменений оценивается как фактор, понижающий качество финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями, вместе с тем внесение изменений на протяжении года было обусловлено объективными причинами. Вносились изменения, связанные с повышением заработной платы по "майским" указам Президента РФ, ростом минимального размера оплаты труда. Кроме того, корректировки были обусловлены необходимостью освоения федеральных целевых средств в соответствии с заключаемыми соглашениями, а также возникшей экономией в результате проведенных оптимизационных мероприятий и ее перераспределением на первоочередные направления расходования, необходимостью погашения кредиторской задолженности, образовавшейся в предшествующие годы, прежде всего, по социальным выплатам.

Изменения вносились и в доходную часть.

В процессе исполнения бюджета прогноз по доходам был увеличен на 3,6 млрд рублей, по первоначальному закону доходы прогнозировались в сумме 25,1 млрд рублей, по уточненной росписи – 28,7 млрд рублей, фактически исполнение составило 28,7 млрд рублей, или 100,1 процента.

Доходная часть была увеличена за счет уточнения распределенных в пользу бюджета республики в 2018 году безвозмездных поступлений из федерального бюджета в общей сумме 2 млрд 697 млн рублей.

Общий объем безвозмездных перечислений в бюджет республики по уточненной росписи составил 17,4 млрд рублей, основная часть из них – дотации бюджету республики – 9,8 млрд рублей. Исполнение по безвозмездным поступлениям составило 17,3 млрд рублей, или 99,4% уточненного плана.

По сравнению с 2017 годом безвозмездные поступления в республиканский бюджет увеличились практически на 3,5 млрд рублей, или более чем на 25%. Рост наблюдался по всем видам безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

– А как сложилась ситуация с собственными источниками пополнения республиканского бюджета?

– За счет улучшения качества администрирования налоговых доходов, несмотря на изменения механизма зачисления в бюджет субъектов акцизов на крепкую алкогольную продукцию, сохранена положительная динамика последних лет поступлений налоговых и неналоговых доходов. Собственные налоговые и неналоговые доходы составили 11 млрд 411 млн рублей, или 101,1 процента от уточненного прогноза, который по сравнению с первоначальным в процессе исполнения увеличен на 612 млн рублей. Темп роста поступивших собственных доходов по отношению к 2017 году составил 9,6 процента.

Основная часть налоговых доходов республиканского бюджета обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (39,7% от общего объема налоговых и неналоговых доходов), акцизов на подакцизную продукцию (35,8%), в том числе на подакцизную продукцию, произведенную на территории республики (спирт, вино и пиво) (10,0%), налога на прибыль организаций (13,3%), налога на имущество организаций (5,8%).

По всем видам налоговых доходов, кроме акцизов на вино и пиво, а также отдельным видам государственной пошлины уточненные планы перевыполнены.

Относительно 2017 года поступления по налоговым доходам выросли на 1 млрд 33 млн рублей млн рублей, или на 10,2 процента.

Поступления по акцизам выросли по сравнению с предыдущим годом на 599,6 млн рублей, или на 17,2%, налогу на доходы физических лиц – на 425,4 млн рублей, или на 10,4%.

По сравнению с 2017 годом также обеспечен рост и по имущественным налогам: на имущество организаций – на 27,9 млн рублей, или на 4,4%; транспортному налогу – на 7,3 млн рублей, или на 3,7%; налогу на игорный бизнес – на 36,4 млн рублей, или в пять раз.

По неналоговым доходам в республиканский бюджет поступило 233,7 млн рублей, что составляет 72,8% планируемых на год объемов. В результате этого в целом по неналоговым доходам сложилось невыполнение планируемых объемов на 87,3 млн рублей.

– Достаточно ли эффективно расходовались средства бюджета?

– При уточненном плане на 2018 год по расходам в сумме 28 млрд 905 млн рублей на исполнение расходных полномочий было направлено около 28 млрд 298 млн рублей, исполнение составило 97,9%. Стоит отметить, что это самый высокий процент исполнения республиканского бюджета за последние годы.

Как и в предыдущие годы, бюджет республики утвержден и исполнен в программном формате. В 2018 году расходы бюджета были направлены на реализацию 25 государственных программ в общей сумме 25,8 млрд рублей, или 91,1% всех расходов бюджета. Непрограммные расходы составили 2,5 млрд рублей, или 8,9% всех расходов бюджета.

В отчетном периоде по-прежнему сохранена тенденция усиления социальной направленности расходов бюджета республики. Из 28 млрд рублей расходы социального характера составили более 21,6 млрд рублей. Их доля в бюджете увеличилась по сравнению с прошлым годом более чем на 2,4% и составила 77,1%. Это расходы в сфере образования, здравоохранения, социальной политики, физкультуры и спорта и культуры, исполнение по которым составило более 99,2% уточненного годового плана, что превышает средний процент исполнения бюджета.

Опережающий рост социальных расходов, соответственно, повлиял на перераспределение расходов экономического характера.

Исполнение бюджетных ассигнований по отраслям "Национальной экономики" составило 3 млрд 308 млн рублей, или 96,3% к плановым назначениям. Так, объем средств на поддержку сельского хозяйства составил 629 млн рублей. На финансирование дорожного хозяйства направлено порядка 1 млрд 590 млн рублей. Расходы на "Жилищно-коммунальное хозяйство" составили 568 млн рублей с исполнением 92,9% от плановых назначений. В то же время расходы по указанным отраслям превысили показатели предшествующего периода на 281 млн рублей, или 7,8%.

В рамках республиканской адресной инвестиционной программы освоено 367 млн рублей. Значительную часть РАИПа составили объекты, строящиеся в рамках федеральных целевых программ на условиях софинансирования.

Из средств федерального бюджета на строительство объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры было направлено 3 млрд 886 млн рублей, это примерно в два раза больше, чем в 2017 году.

За счет освоенных средств обеспечены строительство и реконструкция 19 объектов образования, в том числе 10 пристроек к зданиям детских садов, построено 10 детских садов в муниципальных образованиях республики, обеспечены сейсмоусиление и реконструкция здания средней школы № 27 г. Владикавказа, строительство средней общеобразовательной школы на 500 мест в микрорайоне № 12 г. Владикавказа. Завершено строительство противотуберкулезного диспансера в пос. Южном, строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Толдзгуне, амбулаторий врачей общей практики в с. Тарском и с. Сунже Пригородного района. Также завершено строительство объектов физической культуры и спорта, в том числе физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа во Владикавказе на ул. Кесаева, физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа с. Гизели, многофункциональных игровых площадок в селах Красногор Ардонского района, Карман-Синдзикау Дигорского района, Заманкул Правобережного района. Осуществлен капитальный ремонт спортивного зала в Чиколе, в Заманкуле Правобережного района, в ст. Архонской, МБДОУ ДЮСШ Пригородного района РСО–А, здания спортивного зала ДЮСШ № 1 в с. Камбилеевском Пригородного района, ГАУ "СОШР по футболу "Спартак-Алания", спортивного зала в п. Мизуре, Алагирского района.

– Бюджеты муниципальных образований зависят, в свою очередь, от вливаний из республиканского бюджета. Как он выполняет свои обязательства перед ними?

– В истекшем году республиканский бюджет практически в полном объеме выполнил свои обязательства по финансовой поддержке муниципальных образований республики на общую сумму 6 млрд 587 млн рублей с исполнением 99,5%. Финансовая помощь из республиканского бюджета перечислялась как в виде дотаций на выполнение муниципальными образованиями своих расходов в сумме 1 млрд 249 млн рублей, так и на реализацию переданных полномочий.

Общий объем субвенций, переданных в районы республики, в 2018 году составил 4 млрд 205 млн рублей, что на 250 млн рублей больше, чем в предыдущем году.

На протяжении года была обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, а с учетом субвенций муниципальным образованиям, преимущественно направляемых на заработную плату работникам образования и культуры, указанные расходы составили в целом порядка 10 млрд рублей, или 35% расходов республиканского бюджета. Общий объем расходов на выплату зарплаты по сравнению с предыдущим годом увеличился на 897 млн рублей.

– Кстати, как выполнена задача по достижению уровня заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с майскими Указами Президента РФ?

– В течение года выплата заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы ежемесячно обеспечивалась исходя из установленного уровня средней заработной платы в экономике республики, которая по итогам года составила 21904,0 рублей. По всем категориям указанных работников заработная плата доведена до индикативных значений. Дополнительная потребность на повышение оплаты труда указанных категорий частично компенсирована за счет средств федерального бюджета, недостающий объем в течение года своевременно выделялся за счет средств республиканского бюджета, оптимизационных мероприятий и внебюджетных средств.

Кроме того, в отчетном году было обеспечено увеличение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" в размере 11 163 рублей. Выплаты заработной платы данной категории работников бюджетной сферы в отчетном году обеспечивались на уровне не ниже МРОТ.

– Как реализованы мероприятия в сфере социальной политики?

– В задачах на 2018 год, поставленные Главой РСО–А В. Битаровым в своем Докладе-Послании об основных направлениях социально-экономического развития республики было сказано: "Поручаю Правительству обеспечить и в дальнейшем своевременное выполнение всех социальных обязательства перед жителями республики, в том числе в соответствии с "майскими" указами. Этим поручением мы и руководствовались.

В полной мере осуществлены выплаты семьям опекунов и приемным семьям на содержание подопечных детей, осуществлены социальные выплаты, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей. На исполнение обязательств по предоставлению социальной помощи населению республики направлено 3 млрд 336 млн рублей. В 2018 году впервые за многие годы полностью ликвидирована задолженность по социальным выплатам населению.

Отмечу общее снижение просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета, которая на конец отчетного года сократилась на 608 млн рублей по сравнению с началом года, или практически в 2,8 раза.

Фонду обязательного медицинского страхования на реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи своевременно перечислено 3 млрд 209 млн рублей.

– Когда принимался республиканский бюджет, много говорилось о необходимости оптимизации расходов. Что удалось в этом плане?

– Для сбалансированности бюджета продолжалось выполнение программы оздоровления, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение и оптимизацию структуры государственного долга. Бюджетный эффект от реализации программы оздоровления за 2018 год составил 758 млн рублей, в том числе в результате оптимизации расходов – 412 млн рублей.

В рамках реализации дополнительных мер, направленных на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление государственных финансов, на протяжении отчетного периода было обеспечено выполнение условий соглашений, подписанных с Министерством финансов Российской Федерации. За прошедший финансовый год все обязательства республики в соответствии с вышеуказанными соглашениями исполнены в полном объеме.

– Впервые за последние годы бюджет республики исполнен с профицитом в 379,8 млн рублей, уменьшен государственный долг. Как удалось этого достичь?

– Проводимая работа по соблюдению жестких ограничений по объему дефицита бюджета и государственного долга, других условий соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ, позволила республике в конце 2017 года обеспечить участие в программе реструктуризации задолженности субъектов по бюджетным кредитам с продлением срока их возврата до 1 января 2025 года, благодаря чему республика получила возможность поэтапного возврата бюджетных кредитов. И уже в прошлом году в соответствии с условиями реструктуризации удалось погасить часть задолженности в сумме 385 млн рублей.

Кроме того, в результате роста налоговых и неналоговых доходов по итогам исполнения 2018 года c темпами, превышающими фактический уровень инфляции (4,3%), у нас появилась возможность участия во втором этапе реструктуризации. При достижении роста налоговых и неналоговых доходов выше фактического уровня инфляции и в 2019 году сроки погашения задолженности по бюджетным кредитам будут продлены до 2029 года, а сумма возвращаемой задолженности снижена в 2020 году до 5% и в последующие годы до 10% ежегодно.

Для покрытия временных кассовых разрывов в течение года привлекались краткосрочные бюджетные кредиты, которые своевременно и в полном объеме были возвращены.

Объем государственного долга на 1 января 2019 года составил 9 млрд 69 млн рублей или 79,5% от фактически поступивших за 2018 год налоговых и неналоговых доходов, что соответствует бюджетному законодательству и условиям реструктуризации бюджетных кредитов. Кроме того, в результате реализации мероприятий по снижению долговой нагрузки впервые с 2007 года сокращен объем государственного долга республики в абсолютном выражении на 222 млн рублей по отношению к предыдущему году.

– И в завершение – как сложился консолидированный бюджет?

– В консолидированный бюджет республики поступило доходов – 33,0 млрд рублей, процент исполнения по которым составил 101,2%, из них в консолидированные бюджеты муниципальных образований поступило 4,3 млрд. рублей собственных доходов.

Расходы консолидированного бюджета составили 32,6 млрд рублей, то есть были исполнены на 97,2%, из которых расходы консолидированных бюджетов муниципальных образований составили 4,3 млрд. рублей.

Дотационность консолидированного бюджета по сравнению с 2017 годом снизилась на 2,5% и составила 28,6%, что является за все годы самым низким значением данного показателя для республики.

Хотелось бы отметить, что по итогам года замечаний, нарушений со стороны надзорных структур к министерству финансов не поступало. Отчет об исполнении подтвержден и принят Министерством финансов Российской Федерации.

Автор: С. СУАНОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1455

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика