Организаторами его выступили Гильдия кинорежиссеров России, Министерство культуры РСО–А и АМС г. Владикавказа. Участниками фестиваля, президентом которого является наш земляк, заслуженный артист РСО–А Алан Догузов, станут кинематографисты России, Беларуси, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Абхазии. Его зрители увидят, как планируется, 19 кинолент, снятых в формате "короткого метра", многие из которых уже с успехом были показаны на престижных российских и международных кинофорумах. А кроме того, в рамках "КиноБарса" состоятся образовательные семинары, мастер-классы, "круглые столы", посвященные актуальным проблемам современной киноиндустрии.
Сегодня "СО" предлагает вниманию читателей интервью с председателем жюри фестиваля – заслуженным деятелем искусств РФ, кинорежиссером, актером, сценаристом, продюсером Акимом Салбиевым.
Безусловно, они остались в памяти народной – все те кинофестивали, которые неоднократно проходили в Осетии. Еще бы! Двадцать лет назад открытый российский и международный кинофестиваль "Владикавказ" был третьим по масштабу в России и первым на всем Северном Кавказе. "Десанты" народных артистов России и СССР приезжали в Осетию с неподдельным творческим азартом. Именно они-то и рассказали всему миру, что Кавказ – не поле войн и боя, а земля с глубочайшими традициями, яркой историей и неповторимым гостеприимством.
Тогда Аким Салбиев, президент кинофестиваля "Владикавказ" определил специализацию этого кинофорума как конкурс полнометражных художественных фильмов об истории, этносе, эпосе и фольклоре. На новый международный кинофестиваль короткометражного кино "КиноБарс", который 30 мая стартует во Владикавказе, он приглашен в качестве председателя жюри.
– Аким Алимбекович, что вы пожелаете предстоящему фестивалю?
– В добрый и обязательно талантливый путь! Председателем жюри меня пригласил на него создатель "КиноБарса", актер и режиссер Алан Догузов. Я очень хочу, чтобы все у него получилось так, как он задумал. Помню себя в те годы, когда в Осетии брал "старт" кинофестиваль "Владикавказ": как непросто было "завести механизм" проведения здесь такого большого фестиваля… Мне очень и любопытно, и интересно кино, которое делают молодые: именно они сегодня – будущее нашего кинематографа.
– Ждете чего-нибудь неожиданного?
– Ярких и смелых работ. Сегодня, в кино, еще раз повторюсь – время молодых. Уверен, что волнение и моление каждого начинающего режиссера – это искренний поступок в наше запутанное, трудное время, когда культура совсем не в чести. А открытий зрителям Владикавказа программа фестиваля "КиноБарс", с которой я как председатель его жюри уже успел ознакомиться, подарит, убежден, много. Молодые ребята, чьи фильмы в ней представлены, мыслят в "коротком метре" настолько емко, интересно, выпукло и содержательно, что это, честное слово, по-хорошему потрясает.
– Аким Алимбекович, вы действительно искренне связываете новые темы в кино в первую очередь именно с молодыми?
– А зачем мне стесняться того, что они мобильнее, энергичнее, и свежий язык кино придуман ими? Иногда, может, кому-то это трудно смотреть, однако, надо мириться с требованием времени, ибо "учащенный пульс" кино, которое снимают молодые режиссеры, и есть залог его успеха у зрителя.
– Что же делать сегодня, в таком случае, классикам, представителям того поколения мастеров отечественного кино, к которому принадлежите вы?
– Классики должны отдыхать и смотреть на молодых. Радоваться им. Что же до меня, то у меня нет "голода" на темы и истории, о которых хотелось бы снять кино. Скажу откровенно: пока нереализованных сценариев у меня около десяти.
Мне нравится выражение: "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет". Не могу себя отнести ни к первым, ни ко вторым, поэтому мне еще снимать и снимать. Чему я очень рад – и желаю этого всему своему поколению, чья профессиональная деятельность в кино началась на стыке XX–XXI веков.
– Вы слывете "по жизни" человеком строгим и наделенным острым чувством неприятия любой несправедливости. А каким увидят участники и зрители "КиноБарса" Акима Салбиева как председателя жюри?
– Совсем даже не как полицейского. Радостным и открытым. Умеющим удивляться, как учил меня мой великий наставник – Сергей Аполлинариевич Герасимов, чью последнюю актерско-режиссерскую мастерскую я окончил во ВГИКе. И наша несравненная Тамара Федоровна Макарова тоже говорила нам, своим ученикам: "Все, что скучно – не искусство". Вот эти и другие мои личные критерии будут определяющими в том, что касается списка лауреатов фестиваля.
– Аким Алимбекович, каков, на ваш взгляд, сегодняшний российский кинематограф?
– Он только начал возрождаться. В предыдущие два десятилетия вокруг было столько вранья и неискренности, что и кинематограф был во многом таким же мутным и фальшивым. Истории, которые мы смотрели, никакого отношения не могли иметь к истинной России. Однако каждый год, несмотря ни на что, все-таки выходило до 10 достойных фильмов. Именно на них держались авторитет нашего кино и доверие к нему публики.
– Ваш фильм "Одиннадцать писем к Богу", снятый в Осетии, в свое время стал событием в постсоветском кавказском кино и прогремел на многих фестивалях. Вернется ли, как вы считаете, художественный кинематограф на вашу родину?
– А он уже возвращается. И не надо забывать, что в те годы также параллельно здесь, в Осетии, снимался фильм Аслана Галазова "Ласточки прилетели". Мы, несколько моих коллег и я, были готовы приступить к работе над фильмом "Владикавказ, я люблю тебя!": в этом проекте и мэр города "грозился" принять активное участие. Это совсем даже не грустные разговоры: нет срока давности обещаниям. Мы из этой сказки еще сделаем явь!
Отрадно и то, что, как поделился со мной президент и автор идеи "КиноБарса" Алан Догузов, его инициатива провести в Северной Осетии этот международный форум молодых кинематографистов была поддержана главой республики Вячеславом Битаровым и руководством города Владикавказа. Надеюсь, что проведение фестиваля "КиноБарс" в Осетии станет отныне ежегодной доброй традицией, и что эта традиция не прервется. Ибо сегодня кино с искренним посланием может объединить людей. А это – то, в чем мы все очень нуждаемся.