Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Целевое обучение

[B]Стремление получить заветное направление на целевой прием в вуз, особенно если это один из ведущих университетов страны, было всегда: и во время традиционных вступительных экзаменов, и уже при актуализации единого госэкзамена. Однако предстоящая приемная кампания подразумевает существенные изменения для потенциальных "целевиков".[/B]

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон №337-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения", в котором говорится о целевом обучении, правилах установления квоты приема на целевое обучение и типовой форме договора. Реализация обновленных механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места деятельности, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих сотрудников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

Со стороны может показаться, что доля абитуриентов-"целевиков", которые ежегодно занимают бюджетные места в высших учебных заведениях, не так высока в сравнении с общим потоком поступающих. Однако язык цифр говорит об обратном: в 2018 году свыше 298 тысяч человек поступили на бюджетные места в российские вузы, из них более 90 тысяч стали студентами, получив "целевые направления". Это почти в 15 раз больше, чем поступивших на бюджетные места победителей олимпиад. Причем и этот факт весьма удручает, средний балл "целевиков" примерно на 10–12 баллов ниже, чем средний у остальных бюджетников.

Общественность вполне обоснованно критикует существующий механизм получения абитуриентами искомых направлений, который не только оставляет возможность "троечникам" обойти своих менее находчивых товарищей с "хорошим" или "отличным" аттестатом, но и не выполняет свое, казалось бы, главное назначение – не обеспечивает "заказчика" – субъект Российской Федерации или его отдельные районы и предприятия – молодыми специалистами. В своей предыдущей редакции закон не предполагал непременного трудоустройства, не устанавливая также и его сроки. Поэтому до недавнего времени главной проблемой целевого обучения была возможность совершенно безнаказанно избежать по окончании обучения (между прочим, за счет государства) трудовой повинности. А повинность эта, с одной стороны, закреплена в договоре о целевом обучении, а с другой – по факту не является обязательной, поскольку нет прямых рычагов воздействия или наказания для отказывающихся работать выпускников вузов.

Так вот, подписанное и уже вступившее в силу постановление, наконец, регламентирует все эти вопросы. К слову, в опубликованном документе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" помимо обновления ряда статей появилась и вовсе новая – №71. Она регулирует особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в случаях, когда абитуриент поступает на обучение на места, финансируемые за счет соответствующего бюджета, в рамках отдельного конкурса, проводимого в пределах квоты приема на целевое обучение, установленной соответственно Правительством России, органами власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.

"Распределение мест в рамках квоты целевого приема осуществляет комиссия, созданная постановлением Правительства РСО–А. В комиссию входят депутаты парламента, представители органов исполнительной власти и общественности, главы муниципалитетов – все те лица, которые в той или иной степени заинтересованы в тех специалистах, которые в рамках квоты целевого приема будут обучены, – рассказала министр образования и науки РСО–А Людмила Башарина. – Все критерии отбора абитуриентов на получение направления на целевое обучение сформулированы в Правилах целевого отбора, с которыми можно подробно ознакомиться в соответствующем разделе на официальном сайте Министерства образования и науки Северной Осетии www.mon.alania.gov.ru. Вся информация о квотах на целевое обучение, предоставляемых учредителями образовательных организаций, находится в открытом доступе, что делает процесс распределения мест максимально прозрачным и объективным. Главным критерием помимо льготных категорий был и остается результат единого государственного экзамена".

Перемены к лучшему

Одним из изменений, к которому придется привыкнуть как чиновникам, так и студентам, является формулировка: словосочетание "целевой прием" больше использоваться не будет, его заменит "целевое обучение". И это логично: теперь акцент делается не просто на факт поступления абитуриента в вуз, а на весь период его обучения по целевому набору. Что, в свою очередь, должно отразиться и на качестве процесса образования со стороны самого студента – это, конечно, далекая, но все же обозримая перспектива.

Важным тезисом нового закона является и то, что отныне заказчиками целевого обучения могут выступать не только юрлица, но и ИП. Статья 56 нового закона говорит: "Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем". Что дает это регионам? Возможность получить такие нужные и зачастую редкие кадры для, скажем, малых инновационных предприятий, где нужны технические работники узких специализаций.

Изменения в договоре о целевом обучении закрепляют за заказчиком его обязательства перед студентом. По новому закону заказчик должен будет взять на себя следующее: материальную поддержку обучающегося и обеспечение жильем; стимулирование его учебных достижений; оплату дополнительного обучения (при необходимости); трудоустройство обучающегося не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией. Здесь же прописана и материальная ответственность заказчика, которая предусматривает штрафные санкции: если он не организует для своего выпускника трудоустройство, прописанное в договоре, то будет обязан выплатить ему три среднемесячные зарплаты в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого студент должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении.

Однако не нужно думать, что закон усовершенствован лишь в одностороннем порядке: у студентов-"целевиков" также появились свои закрепленные обязательства, которые вполне конкретно сформулированы и он информируется о штрафных мерах при их неисполнении. С 2019 года студент по договору целевого обучения теперь обязан хорошо учиться (о чем мы уже и говорили). К тому же заказчик может даже при желании написать в договоре, каких конкретных образовательных успехов он ждет от своего "подопечного". Весомой поправкой является и то, что выпускник вуза теперь обязан проработать не менее трех лет там, где укажет заказчик в соответствии с полученной квалификацией. В случае несоблюдения своих обязанностей – успешной учебы на протяжении всего срока и последующей трехлетней отработки – студент обязан будет компенсировать заказчику все его расходы на целевое обучение. Возможно, это новое правило кому-то покажется нелогичным, но на деле же все имеет четкую причинно-следственную связь: бросил учебу – плати, не хочешь работать три года – опять плати.

Стоит обратить внимание, что санкции предусматривают выплаты штрафа и вузу, в котором учился "целевик". Это детально прописано в Постановлении Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования". Так, пункт 53 данного документа гласит, что в случае неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение, или гражданином, принятым на целевое обучение, "обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, заказчик или гражданин выплачивают штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета".

Нововведение коснется и количества бюджетных мест для "целевиков", которое будет контролироваться в рамках специальных квот. С 2019 года государство планирует регулировать количество целевых направлений специальными квотами. Рассчитываться они будут сообразно потребностям экономики страны по тем или иным направлениям подготовки специалистов. Как это на деле отразится на цифрах приемной кампании, будет ясно уже буквально через полтора месяца.

Хотя на самом деле интересует совсем иная статистика: получим ли мы через 4–5 лет, после всех этих нововведений, желаемый качественный результат в виде молодых квалифицированных специалистов, которые вернутся работать на благо своих регионов и заказчиков?!

Автор: М. ДОЛИНА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2599

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика