По оценке специалистов, наиболее быстро экстремистские идеи проникают в среду учащихся общеобразовательных школ. И ничего удивительного в этом нет. Ведь психика ребенка еще не до конца сформирована и легко подвергается негативному влиянию. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма именно в школах. Впрочем, цель семинара еще и в том, чтобы научить детей толерантности, исключить ксенофобию, упрочить межрегиональные и межэтнические отношения среди подростков.
Школьные учителя должны создать такую атмосферу, в которой не было бы места актам насилия и жестокости. Программа семинара включала в себя лекционные и практические занятия – педагогам рассказывали об актуальных вопросах государственной политики по противодействию идеологии терроризма, знакомили с принципами, формами и методами работы в сфере профилактики экстремистской деятельности и формирования толерантной среды в классе. Говорили о формах правового просвещения в школах, а также о социальных причинах распространения экстремизма в молодежной среде, о культуре межнационального общения.
– Семинар организован на очень высоком уровне. Особенно запомнились лекции по вопросам религий – как педагогу это сегодня очень пригодится в моей деятельности. Потому как бывают разные ситуации, тем более когда класс многонациональный. У каждого своя религия, свои тонкости. По опыту знаю, что возникает порой непонимание среди детей, и здесь важно научить их толерантности, уважению к иным религиям, – делится впечатлениями педагог СОШ № 6 г. Владикавказа Лидия Каллагова.
– Семинар действительно помог педагогам понять приоритеты, факторы возникновения экстремизма, дает реальную возможность применять полученные знания в повседневной работе, – уверен один из лекторов, доцент кафедры социологии СОГУ им. К.Л. Хетагурова Руслан Чихтисов. – Тем более что проблема экстремизма все больше усиливается в последнее время, государство обращает на это внимание, соответственно система наказания за проявления экстремизма усиливается, поэтому каждому необходимо знать, что это и как с этим бороться.
Подобные семинары – это не первый опыт, их ежегодно проводит республиканское министерство по вопросам национальных отношений, причем как в образовательных учреждениях, так и для представителей органов государственной власти и администраций местных самоуправлений. По итогам семинара слушатели получают сертификат установленного образца.
– Эта деятельность ведется в рамках подпрограммы "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве в РСО–А", она имеет и республиканское, и федеральное финансирование, и к этой работе мы активно подключаем все институты гражданского общества, которые также посещают школы во внеурочное время, ведут серьезную профилактическую информационную, пропагандистскую работу по профилактике этих злободневных угрозообразующих факторов в нашей среде, – рассказал начальник отдела по работе с религиозными организациями и профилактике экстремизма Министерства РСО–А по вопросам национальных отношений Артур Цаллагов.
Есть ли уже проявления экстремизма и ксенофобии в школах? По словам Артура Цаллагова, исключить эти негативные явления нельзя ни в одной из сфер деятельности человека, начиная от собственной семьи и заканчивая органами госвласти, в том числе и среди школьников.
– Именно поэтому наша работа нацелена именно на профилактику, чтобы не допустить зарождения очагов радикального и экстремистского мышления у нашего подрастающего поколения, не допустить в дальнейшем совершения ими преступления. Подростки обладают достаточным запасом прочности, но если этот запас ежедневно, ежеминутно не укреплять, то в современном коммуникативном, информационном обществе, где они за один час получают столько информации, сколько раньше за десятилетие их дедушки не видели, то мы не получим желаемого результата, – отметил он.
То, что такая работа важна и нужна на уровне упреждения и воспитания подрастающего поколения – очевидный факт. За последнее время растет число привлекаемых молодых людей до 30 лет, в частности, по административному правонарушению, предусмотренному ст. 20.3 КоАПа РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций). Нередки и случаи, когда в социальных сетях молодежь постит разжигающие межрелигиозную и межконфессиональную рознь картинки, публикует аудио- и видеоматериалы, имеющие экстремистский окрас, допускает публичные высказывания, направленные на унижение и оскорбление отдельных категорий граждан. Задача современной школы – формирование гуманистической личности, признающей идею толерантности в межэтнических отношениях. Это и будет прекрасной профилактикой терроризма и экстремизма.