Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

РЕКОМ

[B] В глубине живописного Цейского ущелья на высоте 1946 метров над уровнем моря среди хвойных лесов на поляне "Рекомыфæз" расположено одно из древнейших святилищ Осетии РЕКОМ. [/B]

Как появилось святилище?

История его возникновения описана в нартском эпосе. Бог по поводу смерти нарта Батраза проронил три слезы, и на месте, где слезы упали на землю, возникли святилища: Мыкалгабыртæ, Таранжелоз и Реком.

Вопрос о времени строительства здания святилища до сих пор не разрешен. В соответствии с исследованиями, проведенными В. Абаевым, он мог возникнуть в период XIII–XIV вв.

Согласно легенде в древние времена Уастырджи решил выстроить для осетинского народа святилище из бревен, которые никогда не подвергались бы гниению. Таким свойством обладали деревья в лесу по ту сторону гор. Уастырджи послал волов перевозить оттуда бревна через гору напротив Рекома, где ныне находится ледник. Арбы нагружались сами собой, и волы шли без проводника по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись, а из бревен сам собой без помощи человеческих рук выстроился деревянный храм.

Тайной остается и само название святилища. Имеется ряд версий, но ни одна из них не имеет доказательной базы.

По версии профессора А. Магометова, слово "Реком" – производное от грузинского "рекъва", что означает звонить в колокол. Абаев же считает, что это слово связано с грузинским "ркони" (дубовая роща), а по "народной" версии, которую поддерживает руководитель реставрационных работ на Рекоме С. Джанаев, оно – производное от осетинского "Хурыком".

На глубокую древность святилища указывают многочисленные предметы, привезенные из Египта, Ирана, Малой и Средней Азии и находившиеся в Рекоме при проведении реставрации и раскопок Е. Пчелиной в 1936 году: шлем с панцирем, колчан и копье знаменитого Ос-Багатара, стрелы и наконечники стрел, пули говорят о покровительстве святилища воинам-путникам (мужчинам).

Земля и камни на территории Рекома хранят древнюю и славную историю Алании. Аланы-воины, благословленные в Рекоме, уходили в походы и возвращались с честью и ратной славой. В древние времена здесь был заведен воинский обычай, когда двое друзей, отправляясь на войну, шли в Реком и давали клятву верности друг другу на поле брани. Из каждого колчана вынимали по стреле, перемешивали их, одну переламывали пополам и оба куска оставляли в стенах Рекома. Это обязывало с самоотверженностью оборонять друг друга в бою, а в случае гибели одного побратима другой должен был вынести тело из сражения и с почестями похоронить его.

Празднование

Праздник отмечается в первой половине июня, в субботу перед праздником "кæрдæгхæссæн" и длится неделю. В 2019 году он отмечается с 8 по 15 июня.

В Реком на праздник собирались со всех концов Осетии. Женщины и дети к нему не допускались. Нельзя было проезжать мимо верхом, следили за тем, чтобы в районе святилища не прошли ослы и другие "нечистые" животные.

Принимающие участие в жертвоприношениях снимали обувь далеко за святилищем и шли босиком. Основным видом жертвоприношения считались животные (бараны, быки белой масти), которых заранее отбирали из стада. Здесь же, на месте, варилось ритуальное пиво. Кроме того, верующие приносили и посвящали Рекому "мысайнæгтæ" – жертвенные предметы: серебряные монеты, серебряные или железные вещи, стрелы, пули и др. Жертвоприношения верующими передавались одному из трех старших, имеющих доступ за каменную ограду, а те в свою очередь передавали их "дзуарлæгæн" для хранения в святилище. Как отмечалось ранее, празднование Рекома занимало неделю, и для этих целей вблизи святилища из природного камня строились специальные убежища, так называемые цардахътæ, где представители отдельных и родственных фамилий справляли обрядовые действия. По настоящее время их можно обнаружить по развалинам каменных оград.

Правила ритуального обряда

Намеревающийся идти к святилищу должен в течение трех–пяти дней до праздника выдержать пост (не употреблять мясо и продукты от "нечистых животных"), быть одет в чистую светлую одежду (желательно в национальную рубашку с длинным рукавом). Обувь, ремни, оружие оставляют внизу у начала тропы. На голове мужчин головной убор, у девушек и женщин – косынка. Продвигаясь по тропе к святилищу, идущий в тишине, с добрыми помыслами настраивает себя для молитвы. Поднявшись по тропе до уровня святилища обмывается в роднике, расположенном чуть ниже.

Некоторые из верующих включают в ритуальный обряд обход святилища вдоль каменной ограды по часовой стрелке. К святилищу приходят с ритуальными пирогами æртæ дзыхонтæ (три пирога треугольной формы, изготовленные из начинки с сыром), физонагимæ (приготовленным из мяса жертвенного животного), пивом и мысайнагимæ (очищенные металлические монеты достоинством 5 или 10 рублей, завернутые в вату или белую ткань). Для совершения молитвы используется только ритуальное пиво. После прохождения солнцем зенита трое старших произносят молитву и присутствующие приступают к пиршеству.

В отличие от других святилищ в Рекоме во время обрядовых действий обращались не к патрону святилища Уастырджи, а к самому Рекому. Реком как в культовых обрядах, так и в религиозных представлениях выступал как самостоятельный дух.

Правила поведения на территории святилища

На территории святилища запрещается вести себя вызывающе, шуметь, ругаться и сквернословить, курить, зажигать свечи, приносить и распивать пиво (отечественное или иностранное, кроме ритуального), крепкие спиртные напитки, приносить мясо и продукты "нечистых" животных, выносить с территории святилища что-либо кроме мусора и остатков еды. Женщинам запрещается приближаться к мужскому святилищу.

Чтобы ваши молитвы были услышаны, а дорога жизни была благополучной, соблюдайте эти правила. В заключение хотелось бы обратиться к людям, прибывающим в святилище: "Бережно, с трепетом относитесь к бесценному дару Уастырджи осетинскому народу – Рекому.

Рекомы хорзæх уæ уæд!"

(При написании статьи использованы материалы А. Магометова "Реком").

Автор: В. ДЗАГОЕВ, зампредседателя МОД ВСО

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 6160

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика