[B]Дагом – небольшое селение на правом берегу реки Ардон в Алагирском ущелье. Некоторые ученые возводят происхождение данного топонима к слову "даргом", где "дард" – дальний, а "гом" – ущелье. По другой версии, название "Дагом" произошло от собственного имени основателя села – ДАГА. [/B]
Фольклорные источники приписывают основание Дагома древнему роду Кусагоновых, генеалогически связанному с Ос-Багатаром.
Так, многие исследователи отмечают, что среди жителей Дагома и окружающих сел нет ни одной фамилии, выводившей свою генеалогию из других мест Осетии. Многочисленные материалы сословно-поземельных комитетов и комиссий, действовавших почти 70 лет, начиная с 40-х гг. XIX в., содержат однотипные данные о происхождении фамилий рассматриваемого ущелья; все они восходят к "детям" и "внукам" легендарного Ос-Багатара.
Потомки Дага согласно устной традиции жили здесь "в довольстве и богатстве". В Дагоме со временем "стало так много домов, что по их крышам можно было перебежать от одного края села до другого".
Также этому селу приписывают одно из центральных значений в судебной системе средневековой Осетии как месту, где примирялись кровники и свершались суды.
Рядом с селом находился Мадизæн – своеобразный судебный орган Центральной Осетии. Местное население так и называло его – Дæгомы тæрхондон ("Дагомский суд").
Место это раскинулось среди двух (очень глубоких) ущелий... Площадка, на которой располагались посредники, могла вместить весьма ограниченное число лиц, что и требовалось для устранения всякой возможности вооруженного вмешательства заинтересованных сторон в деятельность судей.
Один из дореволюционных исследователей Дагомского прихода А. Скачков отмечал, что здесь "решались все важнейшие тяжебные дела осетинских ущелий: Алагирского, Куртатинского и Дигорского". Если какое-то дело не могло решиться непосредственно участниками спора или конфликта, то с ним приходили на Мадизæн в Дагоме. Существовала поговорка: "Если дело не решится в дагомском Мадизане, то не решится и на том свете". Коль скоро было "произнесено решение дагомских стариков, и камень поставлен к дверям святилища Уастырджи, то уже никто не мог противоречить. Ослушнику грозил гнев всей Осетии"
Дагом является высокогорным селом, расположенным на высоте 1450 м над уровнем моря.
В 1861 г. в нем насчитывались 19 дворов, в которых проживали 158 человек: 78 мужчин и 80 женщин. К 1886 г. население Дагома выросло, и дворов стало уже 22. А наибольшего расцвета село достигло к 1910 г., когда население составляло 308 человек. Жители Дагома в основном занимались земледелием и держали скот. Так, в 1886 г. на каждый двор приходилось в среднем по 7 голов крупного рогатого скота (всего на село – 168 голов) и по 37 голов овец и коз (825 голов). Так же в селе было 18 лошадей и 20 ишаков, 9 водяных мельниц (3 – у Цабиевых, 2 – у Агнаевых, 2– у Караевых, 1 – у Кудзиева, 1 – у Касаева). Дагом считался центром дагомского церковного прихода, и с середины ХIХ века описи отмечают наличие в селе молитвенного дома.
В 1926 году в нем открылся пункт ликвидации безграмотности. Несмотря на довольно развитую инфраструктуру села, весь советский период население его снижалось.
В 1935 г. была образована сельскохозяйственная артель – колхоз "Красный Октябрь". В 1940 г. в колхоз входили 53 двора общим числом 294 душ, в т.ч. трудоспособных старше 16 лет – 100 и в возрасте от 12 до 16 лет – 65 чел. За колхозом были закреплены 3156 га земли, из которых 242 га были отведены под пашни. Выращивали в основном пшеницу озимую и яровую, ячмень яровой, овес, бобовые, кукурузу, картофель, капусту, огурцы и помидоры.
В состав колхоза входили также 2 фермы (крупного рогатого скота и овцеводческая) и 3 бригады (1 животноводческая и 2 полеводческие). Разводили также лошадей и свиней.
Согласно переписи населения 2010 г. в с. Дагоме проживает на постоянной основе 8 человек.