В этом замечательный мастер осетинской театральной сцены, актер, режиссер, драматург, заслуженный деятель искусств РСО–А Мурат Кумалагов, которому в мае прошлого, 2018 года исполнилось бы 75 лет, всегда был убежден твердо. Еще с юности, когда он и "заболел" мечтой о сцене – парнишка из Ардона, земляк Бало Тхапсаева и Николая Саламова, родившийся в военном 1943-м.
"Еще старшеклассником Мурат играл в постановках самодеятельного народного театра в нашем старом ардонском городском Доме культуры. Его туда тянуло просто как магнитом. Сначала он "засвечивался" в этих спектаклях в массовках, потом ему стали давать роли… А отслужив в армии и вернувшись после демобилизации домой, Мурат пошел работать на элеватор. Через какое-то время его по целевому направлению послали от республики, как перспективного молодого специалиста, учиться на инженера в Московский технологический институт пищевой промышленности, – делится воспоминаниями брат артиста Таймураз Кумалагов. – Это был июнь, и в Москве как раз шли вступительные экзамены в вузы, в том числе в театральные. Мурат рассказывал: идет он по Старому Арбату и видит наклеенную на афишной тумбе афишу Московского театра Вахтангова. И внутри у него как-то в одночасье все перевернулось: вспомнилось, что великий Евгений Вахтангов – родом из Владикавказа, из Осетии, и заново воскресли в душе мальчишеские мечты о театре…"
Так и убедился парень из Ардона, что от призвания не спрячешься. В общежитии института пищевой промышленности Мурату Кумалагову уже даже и место было выделено. Только вот, в итоге, подал он вместо этого в Москве документы в Театральное училище имени Щукина. Когда к столу, за которым в числе других строгих корифеев-экзаменаторов сидел будущий педагог Мурата Борис Захава, подошел темнобровый красивый парень-осетин и начал читать монолог абрека Эски из поэмы Коста Хетагурова "Перед судом", комиссия переглянулась. А когда Мурат дочитал последнюю строфу, раздались аплодисменты.
В Щукинском училище он учился блестяще. Со второго курса получал, как один из лучших студентов актерского отделения, Вахтанговскую стипендию. И мог бы, наверное, при желании остаться работать в Москве, но после окончания "Щуки" вернулся в родную Осетию. А в 1970 году пришел на работу в Осетинский театр. И отдал этой работе больше 40 лет…
"Это был человек наискромнейший. Эрудированный. Интеллигентный. С ним было удивительно легко и интересно общаться. Трудяга. Хороший друг и семьянин… А как актер он был очень разноплановым. Многогранным, – вспоминает председатель Союза театральных деятелей РСО–А, заслуженный артист РФ Казбек Губиев. – Ему одинаково здорово удавались и трагические, и драматические, и комические, характерные роли. Чего стоил хотя бы его Зурико в спектакле "Я, бабушка, Илико и Илларион"! Или такой непростой образ, как могильщик в "Гамлете"… И, к сожалению, сейчас понимаешь: его талант и актерский потенциал раскрылись на театральной сцене все-таки далеко не до конца…"
Мурата Кумалагова любил зритель. По-настоящему. За искренность и убедительность на сцене и за жарко горевшую в нем искру Прометеева огня… Цопан в "Амране" Елбыздыко Бритаева, Чермен в "Материнской славе" Раисы Хубецовой, Клеант в "Тартюфе" Мольера, Дайран в "Сатти и Батти" Геора Хугаева, ярчайшие роли в "Сыновьях Бата" Дабе Мамсурова и в "Двух свадьбах" Николая Саламова – этот список образов, воплощенных им в спектаклях Осетинского театра, можно продолжать долго. А сам Мурат Кумалагов признавался: "Я себя считаю счастливым человеком. Мне довелось работать на одной сцене со всеми великими мэтрами Осетинского театра, кроме Соломона Таутиева. Это поколение казалось нам, молодежи, небожителями. Бало Тхапсаев, Варвара Каргинова, Серафима Икаева, Николай Саламов, Володя Баллаев, Федя Каллагов, Зоя Кочисова – и еще многие, многие другие… Это была Школа!.."
Земляки запомнили его и как одаренного исполнителя осетинских песен. И как автора и ведущего цикла радио- и телепередач, посвященных выдающимся мастерам искусств Осетии. И как автора многочисленных, полных тепла статей о коллегах по сцене, любимцах осетинской публики, которые часто публиковались в республиканской прессе… И, конечно же, как художественного руководителя и режиссера народного театра города Ардона: его Мурат Кумалагов возглавлял больше десяти лет. "Это – мои крылья", – так, с глубокой гордостью, отзывался он о его артистах-земляках, энтузиастах, влюбленных в сцену.
"С его приходом в коллектив мы обрели новый импульс к творчеству. И задышали по-новому", – вспоминают сегодня ветераны Ардонского заслуженного народного театра, которому в 2012 году было присвоено имя Мурата Кумалагова. Ставились с аншлагами этим коллективом и пьесы, вышедшие из-под талантливого пера самого его худрука. Например, драма "Святой долг" была написана Муратом Кумалаговым на основе документальных материалов об оккупации Ардона гитлеровцами осенью 1942 года – и рассказывает о подвиге ардонских подпольщиков и партизан, бросивших вызов оккупантам. Этот спектакль стал в свое время призером театральных фестивалей, проходивших в Ростове-на-Дону и в Свердловской области.
В 2009-м, ровно десять лет назад, за год до ухода Мурата Кумалагова из жизни, ему было присвоено звание "Почетный гражданин Ардонского района". Его земляки сегодня говорят о нем тепло и просто: "Это был человек, каких еще поискать. Актер и режиссер от Бога…" А буквально недавно – о чем писала и "СО" – во Владикавказе были подведены итоги очередного, IV республиканского фестиваля народных театров и любительских сценических коллективов "Театральная весна-2019", проведение которого под эгидой СТД РСО–А уже стало доброй традицией. В номинации "Лучший дебютант" его лауреатом был признан молодой актер Ардонского народного театра им. Мурата Кумалагова Алан Габуев – за роль Салама в спектакле "Я не женюсь" по пьесе И. Гогичева. И в планах Алана – поступать в Москве в Щукинский театральный институт, который окончил в свое время Мурат Кумалагов…