В работе заседания, под руководством председателя Общественной палаты республики Нины Чиплаковой, приняли участие заместитель председателя Комитета дорожного хозяйства РСО–А Алан Акоев, главы АМС г. Владикавказа и Пригородного района Борис Албегов и Руслан Есиев, врио начальника отдела капитального строительства АМС Правобережного района Сослан Токов, начальник отдела строительства, архитектуры и ЖКХ АМС Пригородного района Хасан Гасиев, общественный помощник главы республики Олег Кантемиров.
Алан Акоев рассказал об основных целях национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и разработанных на его основе региональных проектов "Дорожная сеть" и "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства".
Проектом "Дорожная сеть" предусмотрено довести до нормативных требований не менее 53,1% региональных и межмуниципальных автодорог, а также не менее 85% дорог и улиц в населенных пунктах.
Осуществление регионального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" предусматривает устройство на основных региональных трассах пунктов весового контроля, которые позволят проконтролировать загрузку большегрузных машин. Это поможет сберечь дороги от сверхнормативного износа, продлит срок их службы. Будут обустроены и приведены в соответствие с нормативами пешеходные переходы, в первую очередь вблизи образовательных учреждений. Ожидается, что за время реализации проекта в 3,5 раза снизится количество погибших на дорогах и улицах (оно не должно быть более 4 человек на 100 тысяч населения). Более чем в два раза увеличится на дорогах республики количество автоматических камер фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Работы, рассчитанные на 6 лет – с 2019 и до 2024 года включительно, будут финансироваться как за счет средств федерального, так и регионального бюджетов. Только из федерального бюджета ежегодно будет поступать не менее 496 млн рублей.
Объекты, ремонт которых запланирован на 2019 год, сосредоточены в столице республики, Правобережном и Пригородном районах.
По информации Бориса Албегова, во Владикавказе до 1 октября будет завершен ремонт 28 улиц и 7 светофорных объектов. На эти цели предусмотрено 515 млн рублей.
"Мы завершили этап тендеров, определили подрядчиков, сформировали для себя своеобразный "черный список" подрядчиков, которые в прежние годы проявили себя не с лучшей стороны, и, разумеется, больше не имеем с ними дела. На некоторых объектах ремонт уже в разгаре. Единственный сдерживающий фактор – непогода. При этом ключевой вопрос для нас – контроль качества. За качеством и исходных материалов, и самого ремонтного процесса призвана следить специальная лаборатория. Но мы очень рассчитываем и на объективный общественный контроль", – сказал Борис Албегов.
Юрий Бирагов отметил наличие современной техники и готовность дорожников работать ночью и в выходные дни. Вместе с тем он призвал более тщательно подходить к выбору дорог, подлежащих ремонту.
"Создается впечатление, что некоторые районы Владикавказа никто не видит. А ведь город един! К примеру, улицу Островского до улицы Леваневского залатали, а дальше – огромные ухабы. А искусственные неровности, которые горожане устанавливают по собственному желанию где угодно и как угодно, якобы в целях безопасности, на мой взгляд, – настоящее бедствие. Полагаю, что соответствующие службы, в частности, Ростехнадзор, должны следить за соблюдением единых нормативов", – отметил Юрий Бирагов.
"Искусственными неровностями нельзя подменять работу ГИБДД. Комитетом дорожного хозяйства недавно принято решение о том, что установка таких ограничителей на межмуниципальных дорогах должна согласовываться с этим ведомством", – продолжил Руслан Есиев. По его информации, до конца текущего года в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" будут отремонтированы наиболее загруженные дороги района: улица Маяковского в с. Октябрьском и улица Строителей в с. Михайловском, соединяющая это селение с поселком Заводской.
"В Октябрьском старт ремонтных работ пока откладывается по объективной причине. Мы решили прежде заменить и водопроводную сеть на улице Маяковского, чтобы потом не пришлось перекапывать новое покрытие", – уточнил Руслан Есиев.
В Правобережном районе, по словам Сослана Токова, в этом году будет отремонтирована центральная улица Беслана – Сигова. Этот объект попал сразу под два национальных проекта – "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и "Формирование комфортной городской среды". В соответствие с современными требованиями будет приведена не только проезжая часть, но и аллея, пролегающая вдоль улицы Сигова.
Заместитель председателя Общественной палаты, профессор-эколог Иван Алборов обратил внимание на необходимость учета при ремонте дорог такого фактора, как шумовое загрязнение.
"На основных улицах Владикавказа, например, на Московской, по которой круглосуточно передвигается и транзитный транспорт, уровень звукового давления превышает норму в 1,5-2 раза. Современные архитектурные решения при проектировании дорог – шумозащитные экраны, зеленые насаждения — позволили бы смягчать шумовую нагрузку. Еще один организационный способ решения этой проблемы – внедрение практики, когда автомобили, имеющие определенный износ, облагаются более высоким налогом, чем новые транспортные средства, это позволят быстрее избавляться от подержанных авто", – рассказал Иван Алборов.
Председатель Общественной палаты Кировского района Тарзан Джибилов, отметив положительные изменения в качестве муниципальных дорог, призвал рассмотреть в будущем возможность реконструкции дороги в Дигорское ущелье.
Спектр вопросов, которые затрагивали общественники в ходе дискуссии, был очень широк.
Для обратной связи с жителями республики, в том числе и в Общественной палате, работает телефон "горячей линии": (8672) 53-21-67.
"Любое обсуждение реализации нацпроектов превращается в сотрясание воздуха, если не опирается на мнение граждан. Мы сегодня выслушали и руководство Комитета дорожного хозяйства, и глав администраций местного самоуправления. Нас радует настрой на качественную работу. Мы видим стремление сделать дороги республики лучше. И нацпроект нам всем в этом – в помощь. Но органам власти важно понимать, что общественность не дремлет. Мы доброжелательны, но пристрастны. Общественная палата продолжит регулярные рейды по объектам дорожного строительства, надеюсь, наше экспертное мнение будет и впредь услышано", – отметила Нина Чиплакова, подводя итоги дискуссии.