Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Магистраль на Моздок: из прошлого в будущее

[B]На днях в республике торжественно началось осуществление важного инфраструктурного проекта – строительства прямой дороги "Владикавказ – Моздок". Выросло уже не одно поколение жителей Северной Осетии, не знающих короткого пути между двумя старейшими, крупнейшими и важнейшими городами республики. И вот свершилось! Своими мыслями об истории и значимости события с "СО" поделились видные общественные деятели.[/B]

Руслан Бзаров, доктор исторических наук, профессор:

– Торжественное открытие строительства дороги, соединяющей Моздок с Владикавказом, – давно ожидаемое и символичное событие. Удобная дорога должна вдвое сократить время проезда. Хозяйственное и даже бытовое значение такой экономии трудно переоценить. Наконец-то будет преодолен затянувшийся "отрыв" Моздокского района от остальной территории республики.

Однако обновление дороги имеет еще и глубокий исторический и культурный смысл. Ведь эта трасса, преодолевающая гряду Сунженского хребта, – очень древний путь. Еще две тысячи лет назад он напрямую соединял аланские города предгорной зоны (их остатки – Владикавказское, Зильгинское, Брутское и другие городища) с городами и поселками среднего течения Терека (Киевское и другие городища под Моздоком).

Крепость Моздок была заложена в 1763 г. – в эпоху утверждения России в центральном Предкавказье. К тому времени Осетинское посольство в Петербурге уже договорилось о присоединении Осетии к Российской империи. И Моздок стал центром развития русско-осетинских отношений.

Осетины вместе с кабардинцами, армянами и грузинами вошли в число первых жителей Моздока. Здесь расположилась Осетинская духовная комиссия, в 1865 г. была открыта первая государственная Осетинская школа. Здесь была восстановлена осетинская письменность и в 1798 г. подготовлена к изданию первопечатная книга – Краткий катехизис, переведенный Павлом Кесаевым.

В течение 60 лет – до укрепления в первой четверти XIX в. Владикавказа – Моздок был ключевым пунктом общения России с народами Кавказа. Уже в 1785 г. он получил статус уездного города. В начале XIX в. в военно-стратегических целях главную дорогу, соединявшую Моздок с Владикавказом, перенесли на левый берег Терека.

К тому времени Восточная Грузия вошла в состав России, шла борьба за присоединение других грузинских земель. И дорогу назвали Военно-Грузинской и повели по Дарьялу через Крестовый перевал. Из моздокских степей через Арджинараг (Эльхотова там еще не было) и Ардонское укрепление по Военно-Грузинской дороге проехал в 1829 г. Пушкин. Тем же путем он возвращался, а кружная дорога и тогда была утомительной – Пушкин написал: "В Моздок я больше не ездок". Старый прямой путь продолжали использовать в экстренных военных целях.

Моздок во все времена оставался многонациональным, многоязычным, многорелигиозным центром хозяйственных и культурных связей. В XVIII–XIX веках в Моздоке и вокруг него сформировалась осетинская среда со своими этнографическими особенностями: горожане, казаки Черноярской и Новоосетинской станиц, жители полусотни хуторов (их называли "цъайтæ"), селений Веселое, Ново-Георгиевское и др.

В эпоху Гражданской войны Моздок стал центром интернациональной демократической республики во главе с Георгием Бичераховым. Победившие большевики не пожалели своих оппонентов, и "моздокская Осетия" на четверть века была оторвана от метрополии. Все изменила Великая Отечественная война.

Моздок героически защищался в 1942 г. и хотя на четыре месяца был оккупирован фашистами, сыграл свою роль – немцы не смогли пробиться напрямую к Владикавказу. И, конечно, не случайно, не дожидаясь конца войны, в 1944 году Моздокский район включили в состав Северо-Осетинской республики.

В послевоенные десятилетия образцовые моздокские колхозы и Гардинная фабрика, все трудолюбивые моздокчане были примером радостного патриотизма, хозяйственных достижений, успехов в образовании и культурной жизни.

Очень хочется, чтобы вместе с новой удобной дорогой к нам вернулись ощущение общего дела, полноты жизни, уважения к истории и самое главное – твердая уверенность в будущем.

Эльбрус БОКОЕВ, председатель Комитета по вопросам ЖКХ и строительной политике Парламента РСО–А:

– Реконструкция автомобильной дороги "Владикавказ – Хурикау – Малгобек – Моздок" протяженностью 57 км, старт которой дан на прошлой неделе, – событие, значение которого трудно переоценить. Дороги – это "кровеносная система" страны, без развития дорожной инфраструктуры невозможен рост экономики. Стоимость проблемы бездорожья для государства можно определить как общую сумму потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным развитием автодорожной сети и ее техническим состоянием. Статистика говорит, что эта сумма превышает ежегодные размеры средств, выделяемых на нужды всего дорожного хозяйства из бюджета.

Десятки лет мы ограничивались ремонтом дороги "Владикавказ – Моздок". В бюджет закладывались незначительные средства из-за их большого дефицита. Но в прошлом году республиканским парламентом после договоренностей Главы Северной Осетии на федеральном уровне о реконструкции этой дороги в бюджете республики на финансирование этого объекта были предусмотрены 255,5 млн руб. Однако это лишь чуть больше 10% от стоимости современной автомагистрали – свыше 2 млрд руб., которые выделены из федерального бюджета.

В последние 2–3 года в стране наблюдается общая тенденция к сокращению финансирования отрасли. На этом фоне сам факт привлечения денег в республику, запуск такого большого инфраструктурного проекта, – безусловно, большое достижение!

Такие крупные региональные проекты, конечно же, нельзя рассматривать в качестве самоокупаемых. Но они дают косвенный, социально-экономический эффект и прежде всего эффект "общественного блага". Мои близкие родственники давно живут в Моздоке, и я не понаслышке знаю о том, как ощущают себя моздокчане: они словно оторваны от "большой земли".

Прямая, вдвое короче дорога между столицей Северной Осетии и Моздокским районом, бесспорно, повлияет на подвижность населения, улучшит общественное настроение. Даже навигатор сегодня показывает это направление как кратчайшее, например, на Астрахань.

Развитие транспортной инфраструктуры неизбежно изменит географию экономической активности нашего региона. Транспортные потоки в восточную часть Кавказа пойдут именно по этой дороге, уменьшится стоимость грузопассажирских перевозок, увеличится товарооборот внутри республики и с соседними регионами.

Важно и то, что сокращение протяженности республиканских и межмуниципальных дорог, их качественно новый уровень повлекут за собой снижение затрат на обслуживание. Мы отойдем от бесконечного латания выбоин на асфальте. Развитие транспортной инфраструктуры позволит эффективнее реализовывать и государственные республиканские программы во всех сферах жизнедеятельности – в строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, экологии, туризме.

И все это – не кратковременный эффект, а структурные изменения экономики на долгий срок, будем надеяться, – навсегда!

Светлана ГОРБАТОВСКАЯ, заведующая взрослым поликлиническим отделением Моздокской ЦРБ, рада этому событию:

– Живу и работаю в Моздоке много лет. По работе так или иначе приходится бывать в столице республики. Никогда еще мы не ездили по своей территории: раньше – через Чечено-Ингушетию, теперь – через Кабардино-Балкарию. У каждого маршрута – свои минусы. Но мы с пониманием к ним относились: как предъявлять претензии, если ты едешь по территории соседей? Владикавказ как столица республики еще и наш медицинский центр. Многие пациенты ездят туда по необходимости. Сейчас мы рады, что им придется преодолевать путь значительно короче, чем раньше. Надеюсь, что и для владикавказцев Моздок станет ближе и привлекательнее. У нас уже интересуются: а стоимость проезда снизится? Ведь сейчас мы платим 300 рублей только в одну сторону. Не всем по карману, например, поездка с детьми к родственникам.

Автор: Всеволод РЯЗАНОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1966

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика