А какова реальная ситуация и какие изменения следует ждать в этом сегменте? Об этом "СО" рассказал министр промышленности и транспорта Хайдарбек Бутов .
– Ситуация действительно непростая. С одной стороны, многие из наших жителей работают в этой сфере: кто-то как на основной работе, кто-то подрабатывает в свободное от другой работы время или будучи студентом, пенсионером. С другой стороны, и со мной согласятся многие, это самая критикуемая услуга на рынке перевозок в Северной Осетии.
У нас практически нет такси, есть так называемые бомбилы, которые занимаются частным извозом. Те компании такси, которые работают сегодня, даже с натяжкой нельзя назвать фирмами. Они покупают телефонные номера, набирают водителей, собирают у них процент с выручки раз в неделю и все, на этом и закончилось развитие бизнеса. Больше у них ничего нет, ни офиса, ни трудовых договоров с водителями, что дает определенные социальные гарантии, ни соответствующего сервиса. Так как они не могут влиять на водителей, на культуру обслуживания, на состояние машин, поэтому и такой полнейший хаос в этой сфере.
Встречаются, конечно, единичные случаи, когда все соответствует нормам: и вежливое отношение к пассажирам, и состояние машин в порядке, но это благодаря самодисциплине отдельных водителей, которые следят за своим автотранспортом и т.д.
Тем не менее Хайдарбек Алексеевич считает, что важно общаться с представителями этого бизнес-сообщества. Сотрудники министерства за последние годы провели несколько таких встреч по инициативе своего руководителя, что раньше не практиковалось. Возможно, поэтому рынок пассажирских перевозок жил своей – стихийной – жизнью.
Мотив водителей ясен – они садятся за руль в поисках заработка, который при полном рабочем дне может составить в среднем чистом доходе около 40 000 рублей в месяц (процент фирме составляет от 500 до 750 рублей в неделю). Заработная плата по региональным меркам – приличная.
Что касается законодательства, федеральный закон №69, по мнению юристов, регламентирует некоторые моменты деятельности такси и диспетчерских служб. Возможно, с этим связано снижение количества лицензий в регионе. К примеру, еще в 2013–2015 годах разрешения имели около 900 автовладельцев. Люди видят, что особого контроля нет, не помогают и рейды: машины "рассыпаются", и ничего не сделаешь машине с опознавательной желтой губкой, считают в министерстве.
– Ключевым фактором в упорядочивании этой сферы являются сами предприниматели, которые должны захотеть сделать свой бизнес комфортным, легальным и при этом доходным. Пока же наш бизнес в сфере такси не готов к переменам. Так же и как люди, которые, к сожалению, не хотят изменений. Их все устраивает: вышел, "отбомбил", заработал свою тысячу или две, при этом сам себе хозяин, хочешь, работаешь, а хочешь – нет…
Попытка выйти на совершенно другой уровень пассажирских перевозок в секторе "маршрутные такси" была предпринята министерством еще в 2017 году, но также встретила яростное сопротивление со стороны водителей. Питерская компания "Третий парк", предлагавшая новый парк автомобилей, белую зарплату и современный уровень сервиса, уехала ни с чем из региона. Так же как и компания "Яндекс-такси", являющаяся агрегатором, то есть разработчиком программы, связывающей водителя с пассажиром.
– Наш регион – единственный, где компания "Яндекс" не нашла общий язык с представителями этого сообщества. Местные водители хотят работать по-старому, и жесткие требования компании к безопасности пассажира, к культуре обслуживания, к возможности безналичного расчета их не устроили. А "Яндекс-такси" работает открыто и легально. Сейчас, я знаю, они успешно внедряют свою систему в Дагестане. Возможно, у нас еще не настало время для кардинальных изменений, но рынок в любом случае требует развития.
В этом звене, кроме предпринимателя и водителя, есть еще один участник, который подвергает себя опасности во время поездки – это пассажир. Легальный перевозчик приобретает страховку, которая защищает не только водителя, как ОСАГО, но и всех пассажиров. В России в 2019 году вступили в силу изменения в федеральный закон №69. Они должны, в том числе, защитить пассажиров от "бомбил" и нелегалов, переложить административную ответственность за нарушение правил перевозок на службы такси. Вот только когда они заработают, пока не ясно.