Нацпроект "Образование" основательно затрагивает вопросы содержания. О результатах говорить рано – мы находимся на стадии формирования экосистемы нацпроекта, – о том, что уже сделано в Северной Осетии в ходе реализации региональных проектов в рамках нацпроекта "Образование" рассказала министр образования и науки РСО–А Людмила Башарина.
– На сегодня существенно затронута система дополнительного образования, которая долгое время находилась в застое, не развиваясь. В наши дни большую ставку в развитии ребенка делают на систему допобразования. Собственно, так было всегда, но именно сейчас ему уделяется большое внимание. То, что все программы допобразования заносятся у нас в навигатор, повлияет на их качественное содержание. И то, что ребенок будет выбирать направления по сертификату, также заставит переосмыслить какие-то вещи в системе. Субсидия, которую нам дали на развитие допобразования, не очень большая, но тот подход, который мы избрали, позволит нам не просто создать новые места для количественного охвата детей, а именно места в интересных на ближайшие несколько лет направлениях.
Помимо низкого уровне охвата детей в регионе системой допобразования, в ней есть еще один существенный недостаток: серьезный перекос в сторону спортивных и художественно-эстетических направлений, в ущерб техническому. А так как именно эта сфера находится в приоритете, в республике также делают ставку на ее развитие. Например, шахматы. Хоть они традиционно и считаются спортивным занятием, но все-таки находятся на стыке двух направлений. Поэтому шахматы входят в число тех сфер, которые мы намерены серьезно развивать в Северной Осетии, наряду с робототехникой, виртуальной реальностью – всем тем, что сегодня увлекает детей. Мы приобретаем 42 кружка робототехники с элементами информационных и виар-технологий, выстраиваем их в сеть и замыкаем на "Кванториуме".
Шахматные кружки мы завязываем на флагмане в этом направлении – РДДТ. Покупаем оборудование для кружков по развитию инженерных навыков у детей младше 7 лет – в каждый район и в несколько детских садов, а также для мультипликационных студий, оборудование для занятий картингом. И если вчера в регионе наблюдался спад востребованности технического направления, то сегодня, в том числе благодаря "Кванториуму", интерес возрос, и детям нужно создать условия.
Здесь важно отметить, что введение шахмат как одного из предметов в школе, стало самостоятельной инициативой республики. Однако по словам чиновника, у этого процесса есть свои издержки: "Директора школ отдавали преподавание этого предмета по формальному признаку: педагогам с нехваткой часов. Мы же сейчас подошли совсем по-другому к этому вопросу: кроме оборудования, которое закупалось, исходя из критерия "чтобы было приятно глазу ребенка", нами выделяются ставки в учреждениях допобразования. При этом на базе СОРИПКРО педагоги проходят переобучение.
– Людмила Вячеславовна, вы сказали, что субсидия выделена не очень большая. Но ведь для реализации нацпроекта нужны не только деньги, но и другие ресурсы, в первую очередь кадровые.
– Нацпроект отличается применением механизма "коробочных решений", который предполагает создание именно системы решений: инфраструктура, кадры, новые образовательные программы. И повышение квалификации проходит красной нитью через все проекты. Приобретается инфраструктура и под нее предполагается обучение. Это касается и "Точек роста", которых в этом году будет создано в республике 17. Через два года они будут во всех учебных заведениях районов республики – в школах сел и малых городов. И под каждую "Точку" идет образовательная программа, а под каждую из них – курсы повышения квалификации. Наши преподаватели технологии вместе с коллегами из соседних регионов прошли уже на базе "Кванториума-15" обучение по этим программам.
Подготовка кадров в допобразовании была отдана на откуп региону, потому что всего 4 субъекта получили субсидию на развитие этой отрасли. И мы уже сами, по аналогии с другими нацпроектами, эту систему повышения квалификации разрабатывали.
– Как педагогическое сообщество встречает эти проекты?
– По-разному. Вообще один из самых больших рисков, на мой взгляд, и по мнению многих моих коллег, это понимание педагогами всех этих идей. Очень часто мы слышим: "Система допобразования существует давно, зачем что-то менять, все и так хорошо". Но для кого хорошо? Для педагога, который работает по накатанной схеме, может, и хорошо. А наш низкий охват дополнительным образованием, в том числе, связан и с отсутствием интереса у детей. Поэтому сегодня роль руководителя в учреждении велика: если он сам понимает суть идеи, то донесет ее до коллектива. Августовская конференция в этом году и будет этому посвящена. В прошлом году мы рассказали о тех направлениях нацпроекта, которые будем развивать, но в этом году подход немного другой: нам предстоит менять философию системы образования. Оно и понятно: меняются дети, меняется мир, а мы – нет. Мы не интересны детям как педагоги, мы не являемся для них единственным источником знаний. А мы должны быть наставниками, примером, должны вести ребенка как учитель, как мастер.
– Какие проекты наиболее сложные с точки зрения их реализации?
– Создание центров опережающей профессиональной подготовки и регионального модельного центра допобразования – не такие объемные по субсидии, но очень масштабные по содержанию. И это тот вызов, с которым мы сталкиваемся впервые. Поэтому это очень сложные проекты, но мы работаем над ними.
– А какие заявки уже одобрены региону?
– В прошлом году мы направили 7 заявок, из них 6 были одобрены: развитие допобразования, "Точки роста", модельный центр, ЦОПП, адаптированные программы и "Цифровая образовательная среда". В этом году отбор продолжился, мы подали 9 заявок из 9 возможных, в которых регион мог участвовать, согласно определенным требованиям. Восемь из них получили положительное решение: продолжение создания "Точек роста" и цифровой образовательной среды в школах, "IT-куб" в регионе, в 2020 г. создание "Кванториума" в Моздоке и трех мобильных технопарков за три года. Также в двух учреждениях для детей с ОВЗ – коррекционной школе-интернате г. Моздока и школе-интернате "Надежда" с. Дур-Дура – будут созданы условия для занятий технологией: по 7 млн руб. будет выделено на каждое учреждение в 2020 и 2021 гг. Эти субсидии рассчитаны до 2022 года, после чего опять будет отбор.
К началу учебного года в реализации нацпроекта "Образование" в республике нет заметного повышения активности – просто потому, что этот процесс не замедлялся с момента начала работы над каждой из программ. Так, в активной фазе находятся "Точки роста" – уже и обучение завершилось, и к финишу идет закупка оборудования. "Самый сложный этап в реализации программ и функционировании этих проектов начнется 20 сентября – в единый день открытия "Точек". Ведется большая работа по "Цифровой образовательной среде" – этот проект также активизируется в сентябре. Подготовительные работы ведутся и в создании ЦОПП и Регионального модельного центра – этот год еще будет посвящен созданию структур, которые в полной мере начнут свою деятельность уже в 2020 г.
Таким образом, поэтапные положительные изменения коснутся каждой сферы, общая задача которых – развитие детей и их подготовка к выбору будущей профессии и накопление знаний и навыков для ее успешного усвоения.