[B]Вот уже 30 лет Валерий ГОЛОЕВ работает водителем автобуса по маршруту "Владикавказ – Гизель". Ответственность за безопасность пассажиров, за их комфорт и благополучие – все это для него не пустой звук. Наверное, поэтому он пользуется столь высоким уважением у тех, кого перевозит, у всех сельчан, и считается опытным, квалифицированным специалистом.[/B]
Каждый водитель, а тем более автобуса, должен уметь контролировать обстановку на дороге, чтобы не допустить возникновения нештатной ситуации – аварии или неисправности машины. И одновременно следить за тем, чтобы пассажирам было комфортно и удобно ехать.
– Люди у нас, в основном, вежливые, добродушные,– считает Валерий. –Выходя из автобуса, поблагодарят, пожелают доброго пути… Но встречаются и придирчивые по мелочам. В этом случае, конечно, водитель должен проявить спокойствие и терпение, не следует ввязываться в дискуссии...
У Голоева получается быть терпеливым. Он по природе своей человек сдержанный, степенный. А еще в его биографии есть непростые страницы. Так, вряд ли его потенциальные пассажиры знают, что мужчина за рулем – водитель высшей категории, участник боевых действий, отличник службы министерства внутренних дел. Наверное, непростая профессиональная школа в правоохранительных органах закалила характер водителя. И вот уже несколько десятилетий он аккуратно, не нарушая порядок "крутит баранку", даря пассажирам частичку своего тепла.
– Просыпаться нужно очень рано, чтобы успеть на первый рейс, – с улыбкой говорит Валерий. – У нас строгий график движения. При этом машина, на которой я выезжаю, вымыта еще ночью.
– Сотрудники ГИБДД не часто останавливают? – интересуемся, проезжая мимо стоящих у дороги автоинспекторов.
– Меня не останавливают, потому что стараюсь не нарушать правила дорожного движения. Скорость никогда не превышаю, хотя иногда бывает, "подрежешь" дорогу, "прижмешь" к обочине... "Гаишники" и другие водители относятся к нам с пониманием, ведь общественный транспорт имеет свои преимущества. Но я никогда этим не злоупотребляю.
Еще одна тема для перевозчиков – "зайцы". Есть категория людей, которые показывают липовые "корочки", лишь бы не заплатить за проезд. Но есть те, кто на самом деле является малообеспеченным, у кого не всегда хватает денег на еду, не говоря уже о транспорте. В таких случаях Валерий идет им навстречу.
Многими качествами должен обладать водитель. Но, главное, уметь сконцентрироваться на дороге. Ведь движение между Владикавказом и Гизелью в последние годы стало очень оживленным. А когда ездишь каждый день по одному и тому же маршруту, внимание рассеивается и сложно контролировать ситуацию. Нужно быть предельно осторожным, чувствовать автобус, что весьма сложно, особенно в условиях городских пробок.
А чтобы техника не подводила, за ней требуется постоянный уход. Голоев ежедневно утром осматривает свой автобус – что-то подкрутит, отрегулирует, – проверяя каждую мелочь. Хотя, считает, мелочей в деле перевозки людей не бывает. Пассажир должен ехать в комфорте и уютной атмосфере, а главное – безопасно добраться до места назначения.
За десятилетия работы автобусный пробег Валерия перевалил за миллион километров. И при этом – без нарушения правил дорожного движения. Есть лишь различные грамоты и благодарности, поощрения за безаварийную работу от руководства Пригородного автотранспортного предприятия, где он пользуется заслуженным уважением.
Водитель автобуса – одна из самых социально-значимых профессий. Хотя для многих эта специальность не особенно престижна. И радует, что есть люди, по-настоящему любящие и ценящие этот труд. Такие, как Валерий Голоев…
Фото Р. ЛАГКУЕВА.