[B]Транскавказская автомагистраль… Сколько поколений думали и мечтали о перевальной дороге, которая пролегла бы из Северной в Южную Осетию и дала возможность по кратчайшему пути общаться разделенному народу! Лучшие представители нации в разное время доказывали экономическую целесообразность и необходимость строительства такой дороги.[/B]
Наиболее значительный вклад в решение вопроса о начале строительства Транскавказской автомагистрали внес бывший первый секретарь Северо-Осетинского обкома партии Билар Кабалоев. С помощью нашего прославленного земляка, полководца, генерала армии Иссы Плиева он смог убедить тогдашнее Министерство обороны СССР в том, что такая дорога круглогодичного действия нужна не только обеим Осетиям, но и всему государству в целом.
Осенью 1975 года были начаты подготовительные работы по строительству дороги. Следовало на всем протяжении не только расширить, но и улучшить ее покрытие, сделать более плавными подъемы, смягчить повороты, защитить полотно от разливов реки Ардон, построить новые мосты и тоннели.
Наш рассказ – о человеке, возглавлявшем в те годы дорожную отрасль республики, который энергией и энтузиазмом заряжал всех на успешную работу.
Борис Тимофеевич Теблоев родился в с. Ногире. В 1952 году окончил Северо-Осетинский горно-металлургический институт, работал в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии. С 1972 года возглавил управление "Севосетинавтодор". Патриотически настроенный, творчески и новаторски мыслящий специалист, он взялся за развитие сети дорог республики, с большим энтузиазмом включился в работу за спрямление участков Военно-Осетинской дороги от Алагира до Зарамага, организовал тоннельно-строительное управление в составе "Севосетинавтодора", которое впервые начало строить автодорожные тоннели на этой трассе и других горных дорогах. По его инициативе впервые вместо бетонных укреплений дорог от разлива рек стали применять каменно-набросные укрепления из больших блоков, скрепленных между собой металлическими канатами. Проходка разведочно-вентиляционного тоннеля с северной стороны была передана "Севосетинавтодору". Скорость проходки увеличилась до 100 и более погонных метров в месяц.
В тот период для уборки взорванной в забое массы впервые в практике строительства тоннелей по предложению Б. Теблоева применили гидросмыв, что значительно сократило время на уборку пород. Параллельно велись работы по коренной реконструкции Военно-Осетинской дороги от Алагира до Бурона. В течение нескольких лет этот протяженный участок дороги буквально преобразился.
Коллектив "Севосетинавтодора" в 1979 году стал победителем Всесоюзного социалистического соревнования, был награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета министров СССР. Автодоровцы отобрали лучших проходчиков из своего подразделения для штурма разведывательно-вентиляционной штольни. Северный забой начал набирать темпы. Метр за метром вгрызался тоннель в недра седого Кавказа. "Как же после этого понятно чувство горделивой радости людей, которым доверено воплощение в явь вековой мечты народа", – писала в те дни газета "Социалистическая Осетия". Горд был своим участием в строительстве и Борис Теблоев, блестяще показавший, что был рожден под звездой Транскама.
Долгожданная радостная минута наступила. 4 ноября 1979 года, 21:00. Взрыв! Кавказский хребет сдался после долгой и упорной борьбы. Все события, которые происходили здесь после, были достойным продолжением этих исторических минут.