А отдано им, отметившим 27 августа 75-летний юбилей, сцене Северо-Осетинского академического театра уже 47 лет. Почти полвека. Пришел в его труппу Дзамболат Царгасов, выпускник Театрального училища имени Щукина, в 1972 году. И, как он сам сегодня вспоминает, путь в профессию у него, парня из селения Кирово, еще в школе без остатка "заболевшего" мечтой стать актером, складывался непросто. Хоть прямо тоже бери и, ни единой буквы не выдумывая, пьесу об этом пиши. О призвании, о верности мечте – и о том, что если ты чего-то очень хочешь и к чему-то заветному упрямо, всей душой тянешься, не боясь ни ухабов и колдобин на своем пути, ни неудач, то непременно цели, к которой идешь, добьешься. И это – не красивые слова: так оно действительно и есть.
Как и у многих мэтров Осетинского театра, началась эта "тропинка в профессию" у Дзамболата Царгасова с участия в театральной самодеятельности. "Первой моей большой ролью, сыгранной на любительской сцене, была роль… нет, вовсе не в спектакле, поставленном по пьесе кого-то из наших, осетинских драматургов: мне поручили играть…. "великого кобзаря" Тараса Шевченко. Я тогда еще учился в Ардонской школе-интернате", – улыбается Дзамболат Муссаевич. Потом были работа на заводе "Электроцинк", вечерняя школа – и пять попыток поступить в Москве в театральный вуз. Первые четыре закончились для парня из Осетии неудачей: да – фактурный, да – талантливый, да – в глазах горят искорки, но сколько их, вот таких, фактурных и одаренных ребят из самых разных уголков Советского Союза, "штурмовало" во время каждой вступительной кампании тогда, в середине 1960-х, театральные институты и училища столицы, куда конкурс был сумасшедшим!.. Другому этого хватило бы с лихвой, чтобы опустить руки и сдаться. Но – не Дзамболату. С пятой попытки в Щукинское театральное училище он был таки принят. Сначала, правда – кандидатом: полноправным студентом "Щуки" стал только через год.
Учился он на курсе народного артиста РСФСР Анатолия Борисова. И признается сегодня: "Учеба в Москве – это одна из самых счастливых страниц в моей биографии". А вспомнить о своих студенческих годах Дзамболату Царгасову есть что. Среди его педагогов были блистательнейшие мастера советской сцены и кино Владимир Этуш, Дина Андреева, Анна Орочко. Многие его однокашники по училищу давно уже сами – актеры-легенды: тот же Константин Райкин, например, с которым они, вечно голодные студенты, пирожки вместе уплетали в училищном буфете. Доводилось Дзамболату Царгасову и его однокурсникам играть и в массовках на сцене московского Вахтанговского театра, где в те годы работали такие титаны, как Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Николай Гриценко… Хотя была она, кипучая студенческая московская жизнь, несмотря на всю свою яркость, нелегкой. "Подрабатывал дворни ком на Арбате: махал метлой, скалывал с тротуаров лед. Мыл машины. Часть зарплаты отсылал домой: надо было помогать семье. Иногда утром на занятия в училище меня подвозил, когда я заканчивал работу, один из московских знакомых, обладатель черной "Волги". Надо было видеть, как столбенели ребята из нашего общежития, когда я из этой шикарной машины вылезал! – рассказывает Дзамболат Царгасов. – Едва из окон не выпадали. И потом расспрашивали потихоньку друг друга: "А кто у него папа?.."
Училище он окончил в 1972-м. В том же году, вернувшись домой, в республику, был принят на работу в Осетинский театр. Но первую роль, по которой его запомнил зритель, сыграл на его сцене только два года спустя – в комедии Николая Саламова "Упрямые пастухи" (режиссер – Орзета Бекузарова). "Играл я, 30-летний парень, там роль старика Мелито", – вспоминает Дзамболат Муссаевич. И "перевоплотился" в этот образ он, что называется, виртуозно.
А всего сыграно им на театральных подмостках и в кино свыше 80 ролей. И в пьесах осетинских авторов, и в спектаклях по произведениям русской и мировой классики и советской драматургии. Даже если роль эта – крошечная, эпизодная, "огранку" в его исполнении она получает такую, что искрится, как бриллиантик: чего стоит один только хотя бы его Осман в культовом фильме Бабле Дзбоева "Ах, любовь!" Актер характерный, комедийный – именно это амплуа в первую очередь и принесло Дзамболату Царгасову любовь публики. Комедии остросоциальные, балансирующие на той тонкой грани, за которой комедия перерастает в горький трагифарс, комедии бурлесковые, комедии лирические, с легким, точно молодое осеннее вино, привкусом светлой грусти – ему подвластны, как пишут о нем критики и театральные рецензенты, самые разные грани этого жанра. Очень близкого Дзамболату Царгасову еще и потому, что и сам он – человек с потрясающим чувством юмора. Солнечный – и всей душой любящий жизнь… Но при этом он убежден: смех на сцене не должен быть бездумным. Это – то золото, которое актеру ох как легко разменять на медяки…
А в 1981 году в актерской биографии Дзамболата Царгасова случился "Цола". Главная роль в этом спектакле по пьесе Георгия Чеджемова, поставленном на сцене Осетинского театра режиссером Розой Бекоевой, оформила который художник Зинаида Дзахова и в котором звучала музыка композитора Булата Газданова, не просто стала его коронной ролью, принесшей ему совершенно громовой зрительский успех. Цола – иначе зрители с тех пор Дзамболата Царгасова и не называли: имя этого героя, острослова, весельчака, шутника и поэта с большим, горячим и светлым сердцем, "приклеилось" к нему накрепко. А на спектакль этот публика валила валом: раздобыть на него "лишний билетик" было ну практически невозможно.
– Изначально роль Цола должен был играть в нем Анатолий Дзиваев. Но – не сложилось: он уехал в Москву. Потом на нее утверждали Инала Еналдиева, Едика Тигиева… Однако получилось так, что в итоге сыграл Цола я. И играл эту роль на сцене Осетинского театра 20 лет. За эти годы в спектакле у меня четыре партнерши поменялись, а первой из них была Света Медоева, – рассказывает мой собеседник. – Играл я и в спектакле по второй пьесе, написанной Георгием Чеджемовым об этом герое, – в "Свадьбе Цола". Там и сам драматический конфликт, на мой взгляд – глубже и сильнее…
…"Добрый, отзывчивый, обаятельный, хороший друг и отец, чудесный партнер и дублер…" – так, с теплотой, "аттестуют" его коллеги по актерскому цеху. Занят сегодня Дзамболат Царгасов в текущем репертуаре СОГАТа им. В. Тхапсаева тоже активно: в "Сатти и Батти" и "Муже моей жены" Геора Хугаева, в "Дикарке" Исака Гогичева… А этой осенью, в начале нового сезона, в театре, как планируется, пройдет его юбилейный бенефис. "Скорее всего, это будет спектакль по пьесе Асахмата Айларова "И я тебя люблю", – поделился с "СО" актер. А еще он с улыбкой признается журналистам, что не один десяток лет мечтал сыграть Короля Лира. И на дежурно-непременный журналистский вопрос, который почти обязательно задают актерам и режиссерам, по-разному его варьируя, в юбилейных интервью: "Что для вас театр?" отвечает просто. Так, как, наверное, ответил бы его Цола на вопрос о том, что такое для него родной Иристон, родные горы, вкус ломящей зубы воды из горного родника и медовый запах цветущих трав с летних альпийских лугов: "Любовь…"