Сигнал поступил на имя главы республики: студенты сетовали на то, что утром с Архонского перекрестка бывает невозможно уехать в центр города, а значит, – вовремя попасть на занятия в образовательные учреждения. Маршрутки ходят нерегулярно, или в них совсем не бывает свободных мест. Министр промышленности и транспорта РСО–А Хайдарбек Бутов в составе межведомственной комиссии, в которую вошли представители территориального Ространснадзора и ГИБДД по РСО–А, разбирался с ситуацией на месте, пригласив к диалогу и перевозчиков.
Мониторинг ситуации межведомственная комиссия при правительстве республики, отвечающая за деятельность перевозчиков, провела еще в минувшую пятницу. Основная проблема остановки пассажирского транспорта на Архонском перекрестке заключается в том, что именно сюда к восьми утра прибывают студенты владикавказских техникумов и вузов из большей части районов республики – Ирафского, Дигорского, Кировского, Ардонского, а также станицы Архонской. Микроавтобусов при этом, чтобы вместить всех желающих добраться до мест назначения, катастрофически не хватает: маршрутки, идущие, в основном, из спальных районов города, к перекрестку подъезжают уже заполненными "под завязку". Неудивительно, что толпа людей на этой остановке растет, тщетно пытаясь уехать в центр Владикавказа – маршрутки проезжают, не останавливаясь, а водители лишь разводят руками: мол, извините, мест нет. Ту же маршрутку, что останавливается, толпа буквально штурмует на проезжей части. Людей понять можно – времени в обрез, а уехать выпадет шанс не каждому. Поэтому пассажиры, в основной массе – молодежь, нередко стоят прямо на дороге, в надежде не упустить свой микроавтобус, порой становясь источниками заторов для остального автотранспорта.
Именно поэтому уже в пятницу минтранс дал распоряжение: подать 10 пустых микроавтобусов к остановке на Архонском перекрестке, следующих по маршрутам № 8 и № 77. Пригласили и частного перевозчика, три маршрута которого проходят через этот участок города – с тем чтобы он оценил проблему лично.
"Основная пробка, согласно проведенному мониторингу, появляется здесь с 8.00 до 8.45. Путем подачи пустых автобусов эту проблему удалось решить уже в минувшую пятницу, понадобилось дополнительно около 10 маршруток", – рассказал Хайдарбек Бутов.
По его словам, причина ежедневного коллапса заключается в том, что в свое время при организации процесса пассажироперевозок в условиях конкурса прописывались лишь автобусы малого класса – те самые небольшие "Газели" вместимостью до 13 человек, и изменить эти условия можно только тогда, когда подойдет срок проведения следующего. Но время изменилось и требует новых решений. "Сейчас в рамках проведения новых конкурсов мы это делаем – прописываем, что перевозчик обязан предоставить автобусы среднего класса большей вместимости. Их уже видно на дорогах – это, в частности, "Газели-некст". Такая работа будет продолжена и дальше, и постепенно новые автобусы вытеснят старые маршрутки. Кроме того, наша задача еще и приучить пассажиров, ожидающих транспорт, не выходить на проезжую часть, что небезопасно".
Параллельно решали и проблему несанкционированных парковок частных такси. Их остановка здесь запрещена, поскольку мешает посадке-высадке пассажиров. Нередко они занимают "кармашки", предназначенные для остановки маршруток, а то и вовсе паркуются на пешеходном перекрестке. В день рейда сотрудникам ГИБДД удалось навести здесь порядок путем штрафов и профилактических бесед. Впрочем, насколько мера окажется эффективной, покажет время.
Организация движения пассажирского автотранспорта заключается и в том, чтобы приучить собственников маршрутов соблюдать правила. До сих пор перевозчики отказывались выводить на дороги города дополнительный транспорт, который простаивает у них на случай замены. Сегодня минтранс вынуждает их работать иначе, требуя выводить все единицы маршрутных такси хотя бы в часы пик.
Владимир Цидаев, директор ООО "Автолайн-1", работает с семью маршрутами, три из которых как раз идут через упомянутую остановку. Регулярность, с которой ездят микроавтобусы, по его словам, составляет в среднем 4–5 минут. Однако этот промежуток времени в часы пик будет сокращен, а количество транспорта – увеличено. "Мы намерены дополнительно выставить по 3-5 автобусов, следующих по маршрутам № 17 и № 57, чтобы с этой остановки без проблем могли добираться и те студенты, которые приезжают из других районов республики во Владикавказ на учебу. Маршрут № 59 ездит в сторону Китайской площади регулярно, пассажиропоток мы сегодня можем обслуживать теми интервалами, которые у нас есть", – уверен Владимир Цидаев.
В частности, маршрутка №57 выезжает с рынка "Викалина", где пассажиропоток и без того достаточно велик, а потому к Архонскому кругу подъезжает в часы пик уже заполненной даже стоящими пассажирами. В течение двух-трех ближайших дней эту ситуацию обещают исправить, по крайней мере, новые микроавтобусы таких маршрутов, как №№ 17, 57, 8 и 77 уже дополнительно выехали на дороги города с тем, чтобы разгрузить пассажиропоток. Владимир Цидаев приобрел за последний год 12 новых автобусов повышенной вместимости. Нехватка транспорта, по его словам, сегодня чувствуется лишь в часы пик, в остальное время маршрутки ходят практически полупустые. И такая ситуация не только на отдельно взятой остановке – по всему городу.
Сегодня 92% перевозчиков – это частные организации. Заменять старые маршрутки на новые им помогают различные госпрограммы и программы частных партнеров. За прошлый год, к примеру, по данным минтранса республики, перевозчики приобрели 20 "Газелей-некст", и эта цифра с каждым годом будет только увеличиваться. Однако с учетом того, что нынче на дорогах Владикавказа работает до 2,5 тысячи маршруток, обновление частного автопарка займет не один год. Но так было не всегда – по словам министра, еще в 2016–2017 годах перевозчики и слышать не хотели о том, что нужно меняться и соответствовать неким требованиям. Тогда задача была хотя бы ввести частников в законное поле, ведь подавляющее большинство из них совершенно никак не были оформлены, не отчисляли налоги, не подписывали трудовые договоры с водителями.
В планах минтранса – реанимировать и муниципальный транспорт. Подвижки уже есть в виде соответствующего проекта, предусматривающего закупку транспорта повышенной вместимости, а также пересмотра некоторых существующих маршрутов. Пока этот проект на рассмотрении в республиканском правительстве, однако, предварительное одобрение он уже получил.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.