Глубокоуважаемая Валентина, позвольте не согласиться с названием вашей книги. Книга – это и есть самое первое чудо, основа современной цивилизации человечества, то, благодаря чему возник "Homo sapiens" – разумный человек – и у нас на глазах и в нас самих рождается "сверхчеловек", но не по Ницше "златокудрая бестия", а "следующий гуманный человек", человек-бог. Книга имеет свою религию, своих жрецов и пророков и в их числе смело можно назвать имя Валентины Бязыровой как жрицы и пророчицы "ее величества" – Книги. Эту рекомендацию я смело даю от имени нашего кумира книги Васо Абаева. Уверен, он бы благословил. И мы гордимся, что современная осетинская интеллигенция породила ревностную служительницу книги в лице Валентины Бязыровой.
Сколько нового и интересного мы узнаем в этой книге! К примеру, о семье Пушкина, его детях и внуках. О Пушкине – по-пушкински просто, с огромной любовью и откровением душ. Меня посетило большое чувство гордости, что среди нас есть такие высокопрофессиональные литераторы и литературоведы, благодаря которым навеки остаются жить пророки: Пушкин, Лермонтов и другие.
Автор открывает нам и новые имена, к примеру П.А. Висковатова.
А сколько знакомых имен, на которые мы взглянем по-новому: Игорь Дзахов, Герман Гудиев, Володя Цаллагов – наши великие-печальные.
Знакомимся мы с трогательными письмами Фредерики Фрейганг о Кавказе и осетинах, кстати, очень уважительными. А творчество Тургенева описано под таким ракурсом, что хочется немедленно перечесть, а может быть, дочитать все его произведения. Не явилось ли это одной из целей автора?! И сопережить его любовь с большой буквы к Полине Виардо.
Читая главу о Глебе Успенском, имя которого связано с "Терскими ведомостями", запомнилось, как он изображает величие гор: "Начинаешь ощущать, как будто становишься меньше ростом". Как точно подмечено!
Коста часто сравнивали с осетинским Некрасовым, пишет В. Бязырова. Что их объединяло? Может быть, революционная жажда социальной справедливости? Очень интересно проводится параллель между некрасовским мировоззрением и нынешними реальностями. И автор сопереживает народу России, так резко разделенному сегодня на богатых и бедных, как и во времена Некрасова.
А.П. Чехов в восторге от Дарьяла и считает Кавказ обителью сказок, а автор предлагает глубокое переосмысление Чехова "неистовым Виссарионом" – Гиго Дзасоховым. А эпизод прочтения листовки после похорон И.Тургенева описан так, будто автор присутствовала при этом: "И он вошел"…
Через всю книгу красной нитью проходят воспоминания о Коста, жизни этого замечательного "Нарона". Вот где дух главенствует над телом! Второе рождение Коста – его 80-летний юбилей в 1939 году, превратившийся во Владикавказе во Всесоюзный праздник интернациональной советской культуры. Перед нами встают образы титанов советской литературы Гамзата Цадаса, Фадеева, Тихонова и многих других и будто мы сами побывали на этом торжестве единства и дружбы народов Союза. Именно тогда Фадеев метко определил Коста как Леонардо да Винчи осетинского народа. Это так, по диапазону реализованных талантов Коста. И все же, и все же! Я назвал бы его горьковским Данко, а может быть, Прометеем. Коста – это горящий факел, зовущий вперед во благо народа.
Перелистываю страницы книги и на каждой что-то новое, интересное, чего не знал раньше. К примеру, что учебник Ушинского "Родное слово" – лучшее, что можно было тогда предложить детям Осетии. Это уже потом появился букварь Мамитова, о котором А. Бутаев в газете "Терек" писал, что это ценный вклад в бедную осетинскую школьную литературу. "Я убежден, – продолжил автор – что книги Мамитова сыграют в осетинских школах такую же роль, как в русских школах играет "Родное слово" Ушинского.
А многие ли владикавказцы знают, что Максим Горький бывал во Владикавказе 9 раз и считал себя знатоком и гидом города, и какую роль он сыграл в становлении литературной Осетии, как откликнулись осетинские поэты на смерть Горького? Дорогого стоит высокая оценка Горьким творчества Гайто Газданова.
Со многими выдающимися людьми России знакомит читателей автор. Несколько раз с концертами во Владикавказе побывал Федор Шаляпин, который однажды подвергся нападению абреков во главе с Зелимханом, впоследствии воспетым нашим писателем Дзахо Гатуевым. Шаляпин спел "Хазбулат удалой…" Растроганные абреки сопроводили певца в Тифлис.
Символом Владикавказа является Столовая гора, которая как бы венчает Александровский проспект. А ведь есть роман автора Слезкина "Столовая гора", пользовавшийся большим успехом в первое послереволюционное время. Именно Слезкин ввел Булгакова в литературные круги Владикавказа. Здесь были написаны его ранние шедевры. Я поймал себя на мысли, что мало-мальски значимое явление в литературе нашей страны так или иначе связано с Владикавказом. Почему? Может, Владикавказ это литературная "шамбала"?
Потрясает трагическая судьба А. Солодова, редактора им же созданной газеты "Терская жизнь", не сумевшего найти компромисс с несправедливостью и ушедшего из жизни, нажав на курок браунинга.
Совершенно справедливо В. Бязырова увязывает в своей книге имена Владимира Маяковского, Якова Хозиева и Мисоста Камбердиева – вот пример поэтического и революционно-политического единомыслия. Как жаль, что они рано ушли из жизни, может быть, выполнив до конца свою миссию?!
Гайто Газданов, Марина Цветаева, Париж, Таруса, стихи, стихи и …скульптурные памятники Владимира Соскиева – поэта от скульптуры или скульптора от поэзии. Все переплела в одно божество Валентина в радугу над Тарусой!
Многим знакомы крылатые строчки "С любимыми не расставайтесь", но мало кто знает, что принадлежат они владикавказскому библиотекарю Александру Кочеткову (Кочи). Воистину неисповедимы пути Господни! А вот не померкший во времени образ малоизвестной, но талантливой поэтессы Веры Меркурьевой (Кассандры), выпускницы "Ольгинской" школы. Как нам не хватало знаний об этих наших дорогих земляках!
А знаете ли вы, что первая персональная энциклопедия – "Лермонтовская" в России рождалась с участием наших земляков? И вот что было напечатано в газете "Советская культура": "Успех издания обеспечили специалисты, осознавшие необходимость такого издания. Здесь следует назвать прежде всего владикавказского лермонтоведа профессора Леонида Петровича Семенова".
И еще одно имя – человека, оставившего след в лермонтоведении. С особой теплотой знакомит нас автор с Девлетом Азаматовичем Гиреевым, который "лучом чудесного дня" пробуждал человеческие мысли и чувства. Был не только исследователем, но и замечательным наставником студентов.
А ради таких строчек, посвященных Валентине Владимировне Круглиевской, стоит прожить жизнь: "Она была настоящим учителем. Она была настоящим ученым. Она была настоящим другом. Она представляла ту старую владикавказскую интеллигенцию, которая является кладезем и носителем большой культуры". Любимый преподаватель тысяч выпускников филологического факультета СОГУ, научным и литературным призванием которой явилась "Пришвинская тема".
…Вот и я перевернул последнюю страницу книги Валентины Бязыровой "Восьмое чудо света" или по-моему "Чудо из чудес". Столько нового и интересного переполнило мое сердце и разум, и гордость за то, что являешься частью Великого прошлого, настоящего и, надеюсь, будущего. С большими извинением за сумбурность и с огромной благодарностью за замечательную книгу Валентине Бязыровой.
Читайте, дорогие друзья!