Так вспоминают о нашем земляке Бимболате Кумалагове, первом в Советском Союзе пластиографе-осетине, актере, каскадере, режиссере Московского цыганского театра "Ромэн", блистательном постановщике сценических боев, преподавателе ВГИКа и Театрального училища имени Щукина, те, кому довелось знать его хорошо и близко. Коллеги по сцене и съемочной площадке, ученики, друзья. И в Осетии – на его родине, творческих связей с которой он никогда не порывал, и в Москве, где жил и работал… 4 октября 2019-го, который объявлен в России Годом театра, ему исполнилось бы 73. Из жизни он ушел до боли безвременно – в 49…
"Заболел" театром и хореографией талантливый мальчишка из Ардона, еще будучи школьником. "Кумирами Бимболата были прославленные мастера осетинского танца Батырбек Сопоев и Пигу Торчинов. Когда в Ардоне проходили концерты с их участием, он эти концерты не пропускал никогда. Как и выездные спектакли Осетинского театра. Бимболат не раз вспоминал, какой он ходил, ошарашенный и потрясенный, увидев однажды игру Федора Каллагова в спектакле "Ёфхёрдты Хёсанё": именно после этого у него и появилась мечта стать актером, – рассказывает его младший брат Таймураз Кумалагов. – Заниматься осетинскими танцами он начал в ардонском Доме культуры, где тогда был директором Барту Дзугаев. А в 1965-м поступил в Москве на актерский факультет ГИТИСа…"
…Хореографию Бимболат не бросил и там. Но его все сильнее тянула к себе совсем другая театральная и "киношная" профессия, специалистов в области которой тогда в СССР можно было пересчитать по пальцам – профессия постановщика сценических боев…
Потом было возвращение в Осетию. Работа в Осетинском театре (сотрудничество с которым у Бимболата Кумалагова продолжилось и позднее: в 1980 и 1982 годах в "тандеме" с режиссерами Анатолием Дзиваевым и Геором Хугаевым он работал как постановщик трюков и пластиограф над выпуском таких его культовых спектаклей, как историческая трагедия Шамиля Джикаева "Отверженный ангел" и "Тимон Афинский" Шекспира) и в училище искусств: там он преподавал параллельно сцендвижение и пластику. Сотрудничал Бимболат Кумалагов и с Русским академическим театром, где в те годы главным режиссером работала Зарифа Бритаева. А потом снова была Москва. Учеба в аспирантуре, на кафедре сценического движения в Щукинском училище. Работа режиссером в театре "Ромэн"… В 1980 году спектакль "Ромэна" по пьесе Федерико Гарсиа Лорки "Кровавая свадьба", в программе которого напротив фамилии Бимболата Кумалагова впервые появилось еще только-только входившее в отечественной режиссуре в обиход слово "пластиограф", произвел в Москве фурор. Во ВГИКе он, наш земляк, преподавал сценический бой студентам творческих мастерских таких корифеев советского кинематографа, как Сергей Герасимов, Борис Чирков, Евгений Матвеев, Алексей Баталов. А всего за 20 лет работы с оружием в театре и кино принял участие в постановке более 100 спектаклей и в съемках 30 советских и зарубежных кинофильмов. Среди них – "Пираты ХХ века", "Эскадрон гусар летучих", "Лермонтов", "Петр Великий", "В горах реки бурные…" Был в его биографии и период работы в Колумбии – преподавателем каскадерского мастерства.
"…На стене – белая бурка, папаха. Рядом – булатные сабли, шпаги, топорики разной формы, кинжалы…" – так описывали в те годы журналисты московский рабочий кабинет Бимболата Алихановича – старшего консультанта Центра по пластической культуре актера при СТД России. А еще широкую известность и в СССР, и за рубежом он получил как постановщик и исполнитель уникальнейшего танцевально-трюкового номера "Дорога к Солнцу". Обдумывать и репетировать его Бимболат Кумалагов начал еще в 1974 году. Это был танец с кинжалами – и на кинжалах. Настоящих! Бритвенно острых, не бутафорских. Изготовленных по спецзаказу: острия их клинков, вонзавшиеся в доски сцены, должны были выдерживать вес человека. Всего таких кинжалов в этом номере было задействовано 75!
Когда грянули "лихие 1990-е", опрокинув отечественное кино во времена разрухи и финансового раздрая, Бимболат Кумалагов открыл в Москве творческую студию "Пластиограф", где он и его единомышленники обучали талантливую молодежь сценическому фехтованию, конному бою, танцу, акробатике. Постановочные планы у студии тоже были яркие и большие. Но – не сбылось… В 1995-м Бимболата Кумалагова не стало. Трагическая случайность на репетиции – из разряда тех роковых случайностей, от которых на сто процентов не застрахован даже самый опытный мастер-профессионал… Известие о том, что его больше нет, обрушилось на его коллег и друзей из Осетии как удар грома.
"…Его танец "Дорога к Солнцу", когда он на носках танцевал на кинжалах – это было что-то невообразимое! Феерическое! Такого ни в Осетии, ни в мире не делал больше никто… А как забыть о том, что именно Бимболат Кумалагов стал одним из отцов-основателей профессиональной пластиографической школы в советском театре и кино? – вспоминает председатель Союза театральных деятелей РСО–А, заслуженный артист РФ Казбек Губиев, у которого Бимболат Кумалагов преподавал в Щукинском училище фехтование и сцендвижение. – Да, и до него были в СССР великолепные постановщики сценической боевки: те же Кох, Немеровский и другие. Но он здесь пошел дальше своих учителей. А мы, его ученики, навсегда запомнили его как наставника с большой буквы, изумительно светлого человека – и как старшего, который был для нас авторитетом во всем…"