Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Сказка странствий

[B]Для знатоков и тонких ценителей советского и российского авторского анимационного кино имя уральского художника-мультипликатора Алексея КАРАЕВА – это не просто имя. Это – Школа. Это, если хотите – бренд и гордость отечественной анимации. [/B]

"Один из лучших советских мультфильмов эпохи 1980-х", – так пишут киноведы о снятой им в 1986 году философской притче-киносказке "Добро пожаловать!", которая два года спустя получила первый приз на международном кинофестивале в Оттаве, еще через год завоевала Гран-при на МКФ в Лос-Анджелесе, а в 1990 году была удостоена Государственной премии РСФСР. На его счету – около 20 мультфильмов, в работе над которыми он участвовал как режиссер-постановщик, сценарист и аниматор. В том числе, блистательные анимационные экранизации произведений Паустовского, Горького, Шекспира.

20 лет отдал заслуженный деятель искусств России Алексей Караев работе на Свердловской киностудии. И уже более 15-ти – в Уральской государственной архитектурно-художественной академии, где он с 2002 года является профессором кафедры графики и анимации. Человек изумительно солнечный, щедро, до краев, "заряженный" любовью к жизни, к миру, к людям и по-мальчишески неуемной, заводной энергией – это тоже "все о нем". А еще это человек, корни у которого – осетинские.

За три моря и обратно

История семьи Караевых, обосновавшейся в Екатеринбурге (тогда еще – Свердловске) с конца 1940-х годов, уже сама по себе – готовый сюжет для захватывающего кинополотна или толстого романа. "За три моря и обратно. Жизнь и судьба русского предпринимателя на Востоке А. И. Караева" – под таким названием прошла весной 2014 года в Москве, в Доме русского зарубежья им.

А. Солженицына, интереснейшая выставка, посвященная деду Алексея Борисовича – осетину из Кадгарона Александру Ивановичу (Убиевичу) Караеву. "Именно такие люди делали страну" – лучше, чем о нем сказал директор Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Виктор Москвин, открывая эту выставку, пожалуй, не скажешь. А кроме уникальных документов и фотографий из семейного архива екатеринбуржцев Караевых, были представлены на ней также материалы, хранящиеся в Токио, в Архиве Министерства иностранных дел Японии.

Отцом Александра Караева, Уби Караевым, его земляки из Кадгарона гордятся и по сей день – как одним из лучших в Осетии в конце ХIХ века энтузиастов-садоводов. А его сын Александр, родившийся в 1886 году и окончивший в 1904 году во Владикавказе ремесленное училище, с юности страстно мечтал о море. В 1906 году молодой осетинский парень-романтик уехал из Владикавказа на другой конец страны, во Владивосток. Поступил там в мореходку, из которой через два года выпустился в чине штурмана дальнего плавания, получив, в придачу, еще и профессию судового механика. Служил на Дальнем Востоке на военных и торговых судах, ходил на них (а позже – и на собственных, "Аляске" и "Флаере") вдоль берегов Камчатки и всей Северо-Восточной Сибири вплоть до Колымы, всей душой влюбился в этот богатый и малоизученный суровый край – и, в итоге, решил рискнуть и начать на Севере собственное дело.

В 1919 году Александр Караев открывает фирму "Братья Караевы" – на паях со своим братом Федором Ивановичем и племянником Моисеем Харитоновичем Караевыми. Владела она сетью факторий на побережье Чукотско-Анадырского края, которые вели торговлю с местными охотниками на пушного и морского зверя, оленеводами и рыбаками: чукчами, эскимосами, потомками русских казаков-переселенцев. Об осетинах Караевых на Севере сохранилась добрая память как о торговцах честных и немало сделавших для развития края. А сам Александр Иванович Караев, как считается, стал одним из прототипов Алексея Бычкова – главного героя остросюжетного советского фильма "Начальник Чукотки", снятого в 1966 году режиссером Виталием Мельниковым. Он участвовал в работе по созданию эскимосской письменности. Был известен на Севере как талантливый этнограф, зоолог, изучавший жизнь морских животных, и метеоролог. Дружил с Владимиром Арсеньевым, автором книги "Дерсу Узала"…

А в 1926 году сложилось так, что, опасаясь преследований как известный на Чукотке и в Приморском крае "крупный нэпман", Александр Караев оказался вынужден легально выехать в Японию, с которой у предприятия Караевых тоже были связи по коммерческой линии. Но советское гражданство при этом сохранил. Учредил в Токио фирму "A.I. Karaeff&Co", которая занималась импортом в Страну восходящего солнца фабрично-заводского оборудования, машин, а также судостроительством. Запустил в Японии завод по выпуску лифтов "OTIS" совместной американо-японской компании и сам же был его главным механиком. А еще – посредником между Торгпредством СССР и Японией.

В 1936 году, расширяя деятельность своей компании, Александр Караев переехал в Пекин. А после оккупации Северного Китая японскими войсками ему, советскому подданному, было приказано в 24 часа Пекин покинуть. Семья Караевых обосновалась в китайском городе Тяньцзине, на территории, принадлежавшей английской концессии. А в 1947 году, в числе первых репатриантов из Китая, Александр Иванович, не перестававший все эти 20 лет остро тосковать по родине, вернулся в СССР. Вместе с семьей – супругой Александрой Андреевной, дочерьми Раисой и Татьяной и сыновьями Борисом и Александром. До 1960 года он работал инженером-механиком на различных предприятиях Свердловска. Получил на Урале известность как талантливый конструктор и изобретатель: сконструировал мобильную печь с обратным горением для нужд геологов, прибор для точной и быстрой проверки поршней автомобильных моторов, множество инструментов и измерителей… А похоронен он, наш земляк, ушедший из жизни 20 июля 1961 года, на Никольском кладбище в Екатеринбурге.

Интереснейше сложились и судьбы сыновей Александра Караева. Оба они пошли по стопам отца: стали инженерами. Младший, тоже Александр, родившийся в 1938 году в Китае, в Тяньцзине, более полувека отдал работе в институте "Проектстальконструкция" в Екатеринбурге, а с 1986 года возглавлял его в качестве генерального директора. Старший, Борис, отец Алексея Караева, родился в 1928 году в Японии, в Йокогаме. Японский язык с детства был для него вторым родным. Больше 40 лет Борис Александрович проработал в Свердловске на Верх-Исетском металлургическом заводе, в 1988 году вышел на пенсию, а после создания в Уральском государственном университете на факультете международных отношений кафедры востоковедения его, внештатного сотрудника Бюро переводов при Свердловском отделении Всесоюзной торговой палаты, известного в СССР переводчика научно-технической литературы с японского языка, пригласили на эту кафедру старшим преподавателем. Студенты его, влюбленного в японский язык и культуру, обожали. Учебные пособия Бориса Караева "Основы японского языка" и "Японская языковая система" получили в России широкую известность. Целый ряд его научных работ, написанная им книга воспоминаний "Восточный ветер", посвященная истории семьи Караевых, а также большое количество публикаций о нем самом были изданы на японском языке в Стране восходящего солнца. А имя японоведа Бориса Караева, которого не стало пять лет назад, в сентябре 2014 года, носит сегодня одна из аудиторий департамента международных отношений Уральского гуманитарного института.

Осетинские корни и уральская крона

– Каждый след, оставленный осетинами на Урале, для нас – очень интересен, – рассказывает наша землячка из Екатеринбурга – председатель Свердловской региональной общественной организации "Общество осетинской культуры им. Аслан-Гирея (Бориса) Галати" Лиана Гаглойтэ. – Несколько лет назад, в ходе работы над изданием книги "Осетины Урала", которая посвящена истории осетинской диаспоры Екатеринбурга и Свердловской области, мы и познакомились с семьей Караевых. Тесная, добрая и хорошая дружба связала наше общество, в том числе, с Алексеем Борисовичем. Оно провело в Екатеринбурге выставку иллюстраций к осетинским сказкам, авторами которых стали, по инициативе Алексея Караева, его студенты – будущие художники-мультипликаторы с кафедры графики и анимации УралГАХА. Сам Алексей Борисович сейчас работает над новым мультфильмом по творчеству Коста Хетагурова: это будет, мы уверены, очень резонансный проект, который мы непременно представим зрителям и здесь, в Осетии. А организовать поездку Алексея Караева в Северную Осетию, на его историческую родину, мы планировали уже давно. И вот, нынешней осенью, как говорится – свершилось!

…В конце сентября, благодаря своим друзьям – руководителям "Общества осетинской культуры им. Аслан-Гирея (Бориса) Галати" Лиане Гаглойтэ и Андрею Габараеву – Алексей Караев побывал во Владикавказе. Где, так сложилось, не был вот уже около 30 лет – и куда теперь очень надеется приезжать чаще. Дал в СОГУ им. К. Л. Хетагурова мастер-класс для студентов его факультета искусств и для молодых талантов из Владикавказского художественного училища им. А. Джанаева. Состоялась у него 23 сентября встреча с коллегами по "цеху", осетинскими кинематографистами, а также с представителями руководства Миннаца и Минкульта РСО–А, фамилии Караевых и известными в республике мастерами искусств во владикавказском Доме кино. Ее гости увидели три фильма Алексея Борисовича: "Добро пожаловать!", "Тарантеллу" – мультфильм по мотивам "Сказок об Италии" Горького – и "Жильцов старого дома" – изумительно светлую, дышащую высокой поэзией экранизацию одноименного рассказа Константина Паустовского, которая в начале 1990-х взяла Гран-при на МКФ в Бург-ан-Брессе (Франция) и первый приз на МКФ в Оттаве (Канада). И остались просто очарованы им – нашим земляком, для которого этот приезд в Осетию, как он в свою очередь признался, стал совершенно потрясающим подарком судьбы… "То, что из нашего генетического замеса могут рождаться такие люди – это очень вдохновляет", – с этими словами киноведа Индиры Черджиевой – ведущей творческого вечера Алексея Караева, прошедшего в Доме кино, невозможно не согласиться. А еще один его гость, министр РСО–А по вопросам национальных отношений Аслан Цуциев, подчеркнул: будет просто замечательно, если этот приезд Алексея Караева в Осетию поможет протянуть ниточки дружбы и сотрудничества еще и между УралГАХА и творческими учебными заведениями нашей республики. Где молодых талантов, мечтающих о профессии художника-мультипликатора, тоже немало.

Завещание Уби Караева

– По образованию я, вообще-то – дизайнер. В 1976 году окончил по этой специальности Свердловский архитектурный институт. Три года проработал в Свердловске в НИИ технической эстетики. Но чем дальше, тем больше понимал: ну, не "мое" это… А мультипликацией интересовался еще со школы. И когда в 1979 году выпала мне возможность поехать на учебу в Москву, на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при ВГИКе, в мастерскую Федора Хитрука, то, конечно, я сразу ею загорелся. А в 1982-м пришел на работу на Свердловскую киностудию, – рассказывает Алексей Караев. – Ну, а о том, что корни наши – в Осетии, мой дед, отец и дядя никогда не забывали. Но так получилось, к сожалению, что контакты мои с родственниками из Северной Осетии, где в последний раз я был с женой, дочкой и тогда еще здравствовавшей тетушкой Раисой в конце 1980-х, накануне перестройки, как-то со временем прервались… И ощущать здесь такое изумительное человеческое тепло со всех сторон, видеть, что незнакомые люди, которые носят одну с тобой фамилию, воспринимают тебя без всяких оговорок как родного – это действительно потрясающе.

У меня сохранились дома рукописи деда, Александра Ивановича. Его воспоминания о том, как уходил из жизни его отец, Уби – знаете, это тоже потрясает. Перед смертью Уби, как пишет дед, обошел свой сад – лучший в Кадгароне. Сам полил фруктовые деревья, которые пестовал из саженцев как детей, обрезал с них сухие ветки. Собрал дома всю семью, попросил близких хранить в доме согласие и жить в мире с соседями, попросил прощения у сына за то, что не смог дать ему хорошее образование, закрыл глаза – и спокойно отошел в мир иной… Он мечтал, чтобы его дети и внуки стали учеными людьми, и потом все четверо детей моего деда высшее образование получили. И для меня эта мечта прадеда всегда звучала как его завещание. Как мудрый наказ. Ведь что дает человеку возможность развиваться, расти над собой? Именно стремление к образованию. К познанию нового…

А еще в своих рукописях дед не раз проводит, например, параллели между традициями Китая и какими-то гранями культуры и быта осетин. Скажем, пишет о том, как держал в руках китайский кинжал, форма которого поразительно напомнила ему осетинские кинжалы – и о том, что изучением таких параллелей не помешало бы серьезно заняться этнографам и историкам… Конечно, это был человек удивительной судьбы. И я рад, что Осетия, его родина, стала для меня еще ближе…

Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.

Автор: Елена ТОЛОКОННИКОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2272

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика