Одним из главных направлений развития экономики Северной Осетии является создание конкурентоспособного потенциала, который формируется прежде всего из конкурентной способности наших предприятий. И не только внутри страны, но и за рубежом. Для этого и создана система государственной поддержки экспортно ориентированных организаций.
Открывая заседание, модератор мероприятия, президент Торгово-промышленной палаты РСО–А Казбек Туганов подчеркнул: "Когда малые предприятия формулируют свои подходы к развитию, то среди инструментов, которые они рассматривают, на последнем месте часто оказывается их возможность выхода на внешний рынок. На наш взгляд, экономическое пространство становится глобальным и вовсе не заключается только в границах Северной Осетии или даже России. Поэтому в своем стратегическом развитии малые предприятия республики должны руководствоваться созданием возможности для выхода на внешний рынок. За последнее время центром формируется система поддержки экспортно ориентированных предприятий. В этом году уже состоялись бизнес-миссии и выставки в Узбекистане, Беларуси, Азербайджане, Иране. В ближайшей перспективе – Греция, Турция, Армения… В программе предусмотрены индивидуальные подходы к формированию потребностей наших предприятий, начиная от отдельного стенда на выставке и заканчивая сертификацией продукции. То есть это те меры, которые позволяют снижать издержки для выхода на внешний рынок. Но ничего не будет эффективным, если сами предприятия не рассмотрят свою перспективу в формировании экспортно ориентированной продукции, что является показателем качества и конкурентоспособности нашей экономики, когда бренд "Сделано в Алании" становится синонимом качественного продукта".
В мае делегация Северной Осетии побывала в Республике Беларусь, нашим торговым партнером по продвижению экспорта стало Гродненское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты.
Продолжением заседания "круглого стола" стал видеомост с Владимиром Макаревичем, представляющим в Торгово-промышленной палате Беларуси внешнеэкономическое направление.
Затем состоялся обмен мнениями между нашими предпринимателями с белорусским коллегой.
Формирование Таможенного союза ЕврАзЭС, а впоследствии – Единого экономического пространства ЕврАзЭС, поставило перед учеными, изучающими таможенное право, задачу не только проанализировать более 2000 нормативных правовых актов, но и попытаться в постоянно изменяющихся условиях, находя ответы на конкретные вопросы, обобщать наработанные материалы, выявляя общие закономерности развития правового регулирования для определения новых категорий.
О правовой базе торгово-экономических отношений государств Евразийского экономического союза рассказал доцент кафедры международных экономических отношений СОГУ, кандидат экономических наук Сослан Бадоев.
Как он отметил, российские бизнесмены традиционно хотят расширять свои рынки сбыта, а также закупать продукцию, которая превосходит по качеству и цене российские аналоги. Обычно такой бизнес является внешнеэкономической деятельностью и имеет ряд нюансов. Работать с ближайшими соседями-странами из ЕврАзЭС намного проще, но и в таких сделках кроется немало сюрпризов. До 1 января 2015 года Россия, Казахстан и Республика Беларусь входили в Таможенный союз – сообщество, в котором действовали особые правила работы между резидентами этих государств, а также с партнерами за их пределами. С 1 января 2015 года Таможенный союз был преобразован в ЕврАзЭС и в него вошли Армения и Киргизия. При этом правовая база союза постоянно дополняется и изменяется.
Об особенностях оформления пакета документов на экспорт товаров в Республику Беларусь рассказала начальник отдела контроля таможенной стоимости Северо-Осетинской таможни Сюзанна Келехсаева.
Определение нормативной правовой базы регулирования таможенных отношений в ТС ЕврАзЭС является одним из базовых вопросов, от ответа на который зависит методология решения иных стоящих перед таможенным правом задач. Выделение особой группы нормативных правовых актов – таможенного законодательства ТС ЕврАзЭС – решает несколько задач. Особое место в международной правовой базе таможенно-тарифного регулирования занимает ТК ТС ЕврАзЭС, являющийся приложением к Договору "О Таможенном кодексе Таможенного союза". В ТК ТС ЕврАзЭС определены виды ставок таможенных пошлин, льготы по уплате таможенных пошлин, порядок исчисления таможенных пошлин, объект обложения, ставки, плательщики, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, сроки и порядок уплаты, обеспечение уплаты, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, порядок взыскания таможенных пошлин. Все государства-члены ТС ЕврАзЭС присоединились к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, положения которой устанавливают правовой минимум, который должен быть обеспечен при регулировании, в том числе, таможенно-тарифных отношений.
Республика Беларусь является привлекательным направлением для российского бизнеса, и на этот факт не сильно влияют текущая экономическая ситуация и курс рубля. Между странами отсутствуют таможенные барьеры, что делает товарооборот простым, быстрым и выгодным. Однако найти нужный товар для экспорта и заключить договор поставки – это полдела. Главное, как обычно, кроется в оформлении.
"По всем возникающим вопросам предприниматели республики всегда могут обратиться в юридический отдел Северо-Осетинской таможни", – подчеркнула Сюзанна Келехсаева.
Кроме того, дискуссии участников "круглого стола" коснулись тем осуществления логистического сопровождения и формирования сборных грузов при реализации внешнеторговых контрактов с Республикой Беларусь и отдельных методов поддержки производителей экспортно ориентированной продукции в РСО–А. С докладами выступили генеральный директор ООО "Южные ворота" Георгий Акоев и специалист по транспортной логистике Игорь Борадзов.
Подводя итог, следует отметить, что "круглый стол" прошел на высоком организационном уровне, установленные и еще раз подтвержденные в ходе видеомоста и дискуссий деловые контакты имеют реальные перспективы принять форму взаимовыгодного сотрудничества с белорусскими партнерами.
Как было отмечено участниками, достижение поставленных целей позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие республики, создать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности товаров и услуг североосетинских товаропроизводителей и привлечения необходимых ресурсов. И в этой связи деятельность центра поддержки экспорта (руководитель – Бэла Осипцова) как структурного подразделения Фонда поддержки предпринимательства РСО–А носит разнонаправленный характер, приобретая большую значимость. Центр оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности представителей малого и среднего бизнеса нашей республики. Это и поиск партнеров на зарубежных рынках, и проведение маркетинговых исследований, и услуги по защите интеллектуальной собственности на внешних рынках, и проведение семинаров для экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, и организация их участия в международных бизнес-миссиях, выставках продукции, товаров и оборудования, а также подготовка встреч и переговоров, в том числе и на площадках международных мероприятий.
Центр поддержки экспорта фонда поддержки предпринимательства готов работать с предпринимателями, оказывая помощь на любом этапе экспортной деятельности.