Новая книга Александра Цалиева "Государство и право Осетии" создана в рамках большого проекта по написанию истории государства и права народов юга России под руководством заслуженного юриста и деятеля науки РФ, руководителя Северо-Кавказского центра правовых исследований РАНХиГС Дамира Шапсугова.
Вопросы развития государственности осетинского народа и его правовой основы имеют большое значение для его исторической судьбы, нравственно-правовой культуры. В связи с этим автор книги ставит цель воссоздать этапы становления институтов государства и права осетинского народа и представить перспективы их дальнейшего развития.
Автор анализирует широкий круг архивных источников и трудов корифеев юридической науки и убедительно доказывает, что история осетинского народа, его государственность, право, институты власти зарождаются еще до нашей эры в среде его дальних предков – скифо-сарматов, а затем – аланов вплоть до нашего времени. Эта проблема впервые рассматривается на таком долгом историческом отрезке времени.
В истории государства и права Осетии автор выделяет и рассматривает следующие основные периоды государственно-правового развития: скифский (VI–V вв. до начала I века н. э.); аланский (с I в. до начала XIII в. н. э.); потери аланской государственности (XIV в. – конец XVIII в. н. э.); Осетию в составе Российской империи (последняя четверть XVIII в. вплоть до установления советской власти); советский (1918–1990 гг.) и постсоветский.
Особый интерес вызывает раздел, посвященный проблемам и перспективам государственно-правового развития Осетии. Уже несколько лет автор является участником исследовательской группы "Правовой мир Кавказа" и опубликовал по этой теме несколько книг.
Александр Цалиев высказывает немало интересных суждений и предложений, которые, на наш взгляд, должны быть закреплены Конституцией республики. Среди них особое место занимает анализ и оценка неписаных норм права – обычаев и традиций, которые столетиями вырабатывались в осетинском обществе и стали основными регуляторами публичных и частных интересов.
Об их значимости говорит то, что, начиная со скифо-аланского периода до XIX вв., они были единственными регуляторами общественных отношений и стали основой жизнедеятельности нашего народа. В последующие десятилетия обычаи и традиции продолжали играть значительную роль в жизни осетинского общества. По мнению автора, обычное право по своей природе, национальному духу и культуре нашего народа во многом живо и сегодня.
Новое осмысление значения и роли норм неписаного права, несомненно, будет способствовать более широкому и глубокому пониманию истории и теории государства и права, конституционного и иных отраслей права, их места в жизни общества. Это следует иметь ввиду и отразить в преамбуле Конституций Северной и Южной Осетий. Здесь можно было бы предусмотреть отдельный пункт следующего содержания: "признавая и учитывая социальную ценность как писаного, так и неписаного права, их историческую и предметную связь и место в правовой системе Осетии".
В своем научном творчестве вообще и в данной работе А. Цалиев уделяет значительное внимание исследованию государственной идеологии. В рецензируемой работе утверждается ее необходимость в Осетии, в обоснование чего приводятся убедительные аргументы, раскрываются причины появления федеральной и республиканской конституционных норм о запрете государственной идеологии, ее декларативном характере и отрицательных последствий в повседневной работе органов власти и жизнедеятельности людей.
Нельзя не согласиться с автором в том, что ни одно общество, государство не могут существовать без идеологии, о чем в последнее время начали все чаще дискутировать, в том числе и в печати. В связи с этим А. Цалиев предлагает исключить ч. 2 ст. 12 Конституции республики в части запрета на установление государственной идеологии и вместо этого, с учетом доработки некоторых норм Конституции республики, предусмотреть в ней положение о том, что "Основы государственной идеологии составляют нормы, принципы и ценности, предусмотренные в Конституции РСО–А".
Обоснование своего предложения автор аргументирует тем, что сама жизнь показывает, что, с одной стороны, в условиях запрета и отсутствия государственной идеологии существенно ограничиваются организационно-воспитательные возможности государственных структур власти и управления в плане влияния на общественное сознание и социальное поведение, духовную жизнь, а с другой стороны, только социально оправданная государственная идеология и практика ее эффективного осуществления являются необходимым условием успешного развития любого общества и государства.
В сегодняшней социально-экономической ситуации в стране, низком уровне жизни значительной части населения автор совершенно правильно обращается к проблемам функционирования социального государства и утверждению социальной справедливости в обществе. С учетом рассмотрения этих проблем он предлагает ст. 1 Конституции республики сформулировать следующим образом: "Республика Северная Осетия – Алания является субъектом Российской Федерации, строящим демократическое, правовое социальное государство, ориентированное на установление социальной справедливости и выражающее волю и интересы ее многонационального народа".
Конечно же это далеко не полная оценка монографии, но ввиду ограниченного объема рецензии сделаем общие выводы. Работа является первой успешной попыткой систематизации многовековой государственно-правовой истории осетинского народа, начиная с глубокой древности и заканчивая историей наших дней.
Автор органически сочетает исследования двух важнейших направлений юридической науки – истории и теории государства и права и конституционного права. Мастерское владение понятийным аппаратом позволяет ему применять не только к государственно-правовой, но и криминологический инструментарий при анализе важнейших проблем правового строительства нашего народа, предлагать собственное видение тех или иных вопросов, выступать с выводами и комментариями.
Книга А.М. Цалиева заинтересует не только профессиональную часть нашего юридического сообщества. Она будет полезной в образовательных коллективах, где изучается история страны, в каждом доме, где интересуются вопросами истории Осетии.
Все это дает возможность утверждать, что сделан весьма значительный шаг в деле формирования целостного представления об истории и теории создания осетинской государственности и системы права.