[B]Сегодня, 17 октября, в 16.00, во Владикавказе, в Национальной научной библиотеке РСО–А, откроется выставка работ известного советского и российского фотожурналиста и фотохудожника Игоря ГНЕВАШЕВА. Экспозицию под названием "Кино как жизнь, жизнь как кино" привез в столицу Северной Осетии Национальный фонд поддержки правообладателей.[/B]
Игорь Иванович Гневашев родился 19 октября 1936 г. в Одессе, а ушел из жизни 25 ноября 2016 г. в Москве. Был членом Союза журналистов и Союза кинематографистов России. Крупнейшее издательство "Макмиллан Паблишерз Лимитед" внесло его имя в мировую энциклопедию "Современный фотограф", а английское объединение "Фотоэкспедиция" включило мастера в восьмерку лучших фотографов мира.
Игорь Гневашев пришел в фотожурналистику в период "хрущевской оттепели". Издания, для которых он тогда работал – "Советский Союз", "Огонек", "Комсомолка". Почти 20 лет он сотрудничал с журналами "Советский экран" и "Советский фильм". Его фотографии со съемок культовых картин Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова, Василия Шукшина, Никиты Михалкова, Леонида Гайдая, Сергея Соловьева и многих других мэтров становились визитными карточками будущих шедевров отечественного кино.
Иногда, как на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию", удачная находка фотографа предвосхищала находку режиссера. Многие помнят, как в этой картине царь Иван Грозный, волей сценаристов перемещенный в советские 1970-е, сидит на тахте, вертя в руках кассетный магнитофон – вещицу необыкновенную и желанную по тем временам не только для персонажей, недавно прибывших из XVI века. Между тем эпизод этот появился в фильме почти случайно. Артист Юрий Яковлев в "царском" гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая кассетник. Фотограф Игорь Гневашев не удержался – снял этот момент. Режиссер Леонид Гайдай, обожавший импровизации, появился как раз вовремя, чтобы объявить: "Вот это мы и закрепим!" Сегодня эта фотография помещена на обложке книги "Иконы 1960–1980", а имя ее автора входит в "Антологию российской фотографии ХХ века". Его многолетняя работа в кино получила международное признание и особо была отмечена премией Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ и Союза журналистов "Золотой глаз России".
Ролан Быков назвал мастерство Игоря Гневашева "мастерством простоты". Репортаж, особенно настоящий, без инсценировки – трудный, но любимый этим фотографом жанр. Больше всего снимки Игоря Гневашева похожи на кинокадры. Среди работ, вошедших в золотой фонд отечественной фотографии – и его знаменитые снимки "Отец и сын" (1960), где малыш обхватил ногу отца, как самую надежную опору, и "Первенец" (1963), на котором отец, прижав к себе сверток с новорожденным, шагает по проселочной дороге, оставив далеко позади оживленных женщин. Фотографии Игоря Гневашева – это сама жизнь, как она есть: без лакировки, приукрашивания и эпатажного любования. Это та самая фотография, которая навсегда остается в истории фотоискусства.
Впервые Национальный фонд поддержки правообладателей показал фотовыставку "Кино как жизнь, жизнь как кино" в апреле 2019 года в Светлогорске в рамах культурной программы Международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum-2019. Затем, в июле, экспозиция была представлена участникам XXVIII Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске-2019". Совсем недавно выставка побывала за рубежом: презентация фоторабот Игоря Гневашева состоялась на открытии II фестиваля современной российской кинематографии "Новый русский фильм" в Праге (Чехия). Теперь экспозицию смогут увидеть жители Владикавказа.
На открытии выставки фотографии Игоря Гневашева представит куратор проекта – советник генерального директора Национального фонда поддержки правообладателей, почетный член Российской академии художеств, заслуженный работник культуры РФ Л.В. Назарова.
Выставка продлится до 31 октября 2019 года. Вход свободный. Приглашаем всех желающих!