Чтобы такое огромное и разнообразное хозяйство действовало четко и бесперебойно, необходимы постоянные и значительные усилия тысяч людей, работающих на дорогах. Сегодня они отмечают свой профессиональный праздник – День работника дорожного хозяйства.
Протяженность дорожной сети общего пользования, обслуживаемой Комитетом дорожного хозяйства Северной Осетии, – более 6,5 тысячи километров, в том числе дороги опорной сети – 1007,218 км. Это дороги и регионального значения (784,885 км), и межмуниципального (222,33 км). Протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием составляет 723,28 км, гравийными – 283,938, а еще – 158 мостов и путепроводов, 2 тоннеля. А ведь 80 лет назад эти дороги только предстояло построить.
…В 1939 году в связи со значительным увеличением объемов автоперевозок дорожное хозяйство, находившееся в ведении Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР, стало самостоятельной отраслью народного хозяйства. Для обслуживания дорог республиканского значения были созданы дорожные управления. Именно с этого времени и ведет историю своего существования Комитет дорожного хозяйства Осетии.
Первые годы существования стали, пожалуй, самыми сложными: не было финансирования, специалистов-дорожников, техники… Но был энтузиазм людей, которые старались превратить грунтовые гужевые дороги в автомобильные. По свидетельству ветеранов, земполотно возводилось вручную: основными орудиями труда были лопаты, ломы, кирки.
Начавшаяся Великая Отечественная не только прервала созидательные планы, но и нанесла серьезный ущерб. После войны дорожному управлению предстояло в короткий срок восстановить дороги Осетии. Но и в таких условиях наши отцы и деды в 40-х – 50-х годах провели их в ранее недоступные населенные пункты. Именно в то время были построены вымощенные булыжником дороги от Владикавказа до Алагира и от Владикавказа до Моздока. В 1955 году дорога "Ростов – Баку" (ныне – "Кавказ") связала Осетию с соседними республиками. А в 60-е годы в ней создали опорную сеть автодорог, которая действует по сей день, но беспрерывно растущая интенсивность движения требует их постоянного совершенствования.
В 1975 году начали строительство дороги, о которой мечтали несколько поколений жителей Северной и Южной Осетий – Транскавказской автомагистрали через Рокский перевал. Все проблемы, возникавшие в ходе возведения сложнейшей и важнейшей трассы, вынесли на своих плечах сотрудники комитета дорожного хозяйства. Первый этап ее строительства – после сбойки Рокского тоннеля – завершился в 1986 году.
События 2008 года целиком подтвердили ее значение. Именно по ней пришла помощь России народу Южной Осетии. Эту трассу, которая напрямую связала две части Осетии, сегодня называют "дорогой жизни".
Дороги Осетии построены несколькими поколениями дорожников, искренне и бесконечно преданных своей профессии. Они проходят в зоне активного воздействия опасных природных явлений – снежных лавин, оползней, обвалов, селевых потоков, камнепадов. Вот почему ежедневно содержать их в надлежащем порядке – не менее сложная задача, чем их построить.
Как итог этой кропотливой работы – республика входит в первую пятерку регионов страны, в которых до любого населенного пункта можно доехать по дорогам с твердым покрытием. Дорожная сеть интенсивно развивается. Так, по словам руководителя Комитета дорожного хозяйства РСО–А Тариэля Солиева,
в рамках рассчитанного до 2024 года нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" и разработанного на его основе республиканского проекта "Дорожная сеть" в 2019 году в Северной Осетии проводятся работы на 40 объектах.
Благодаря усилиям Главы РСО–А Вячеслава Битарова и его прямому обращению к Владимиру Путину, по личному указанию Президента России начаты работы по реконструкции 58-километрового участка трассы от автодороги "Кавказ" через Хурикау – Малгобек на Моздок. Дорога полностью пройдет по территории Северной Осетии, значительно улучшит транспортную связь между столицей и одним из райцентров, облегчит доставку высококачественной сельхозпродукции на рынки Владикавказа, жители района не будут чувствовать свою оторванность от событий и дел республики.
"В текущем году за счет средств федерального бюджета в целях увеличения пропускной способности сети автодорог регионального и межмуниципального значения планируется начать строительство объезда села Мичурино на загруженном участке автодороги "Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен II", по нормам I технической категории с четырьмя полосами движения. Срок реализации проекта – 2019–2021 годы. Соглашение о начале подрядных работ по указанному объекту в 2019 году на сумму в 200 млн рублей уже подписано, – рассказал Тариэль Солиев. – Кроме того, в соответствии с концепцией развития туристического кластера в республике и началом работ по созданию рекреационного комплекса "Мамисон" дорожникам Осетии предстоит построить горные дороги, которые создадут надежные подъезды к туристическим достопримечательностям, обеспечат проезд между соседними ущельями и будут соответствовать международным стандартам по уровню безопасности и комфорта". На данный момент выполняется корректировка проектно-сметной документации на объект.
Отдельным участком строительства дороги является объект "Реконструкция автодорожного тоннеля на объездной дороге в обход водохранилища зоны затопления ОАО "Зарамагские ГЭС", тоннель изначально строился по проекту АО "Ленгидропроект".
"Помимо этого – строительство участка от автодороги "Транскам" до с. Н. Зарамаг, который по сути своей является подходами к тоннелю", – продолжает Солиев. – Подписаны и реализовываются соглашения с администрациями местного самоуправления районов республики и города Владикавказа о предоставлении субсидий из средств Дорожного фонда РСО–А в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения. Так, к октябрю 2019 г. бюджетам муниципальных образований направлено 376,8 млн рублей субсидий (из которых в г. Владикавказ – 185 млн). Полностью погашена кредиторская задолженность за выполненные работы прошлых лет в сумме 133,2 млн рублей, и сегодня просроченной кредиторской задолженности по Комитету дорожного хозяйства РСО–А нет".
Задача ведомства – сохранить и довести до современных нормативных требований то, что было сделано предшествующими поколениями дорожников. Впереди – новые проекты, которые помогут не только развитию дорог, но и экономике республики в целом.