[B]"Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX – начала XX веков" – монография Ланы Хубаевой с таким названием увидела свет в издательстве "Ир" под грифом Министерства РСО–А по вопросам национальных отношений и республиканского Института истории и археологии.[/B]
Актуальное и основательное исследование представляет интерес как для ученых, преподавателей, так и для широкого круга читателей. Дело здесь в том, что диаспорные группы армян, евреев, персов, немцев, греков, поляков, ассирийцев благодаря образовательной деятельности школы не только реализовывали этнокультурные функции (сам по себе механизм этого процесса уже заслуживает внимания), но и, являясь важным звеном культурной самозащиты, вносили неоценимый вклад в становление и развитие республики.
При всем этом актуальная тема до сих пор не удостаивалась в научном мире пристального внимания с привлечением большого количества архивных документов. Еще меньше исследователей рассматривали данную тему через призму обучения детей основам культуры своего народа в контексте общения с другими национальными сообществами. Л. Хубаева ставит акцент как раз на данном аспекте, отмечая, что диаспорные группы изначально не замыкались в рамках "национального эгоизма", знакомясь с образом жизни, культурой, нравами, привычками других народов. Не надо забывать и то, что в означенный период перед Правительством Российской империи стояла задача скорейшего мирного освоения края, и именно школа поспособствовала интеграции коренных и иммигрантских групп в огромную страну. Примечателен тот факт, что "на время открытия первых национальных школ в Осетии процент образованных людей в составе каждой диаспоры был достаточно высоким, так что с выбором учителей обычно не возникало больших проблем". Эти люди и были неотъемлемой частью интеллигенции республики, носителями передовых идей, многие из них достойны того, чтобы больше знать об их подвижнической деятельности. Возможно, найдутся исследователи, готовые взять на себя труд создания "полотна из персоналий". Пока же мы имеем добротную монографию, в которой достаточно полно отражены общие принципы создания сети школ, накопления опыта изучения национальных языков в духовных и светских учебных заведениях.