– Сергей Вячеславович, мы присоединяемся ко всем прозвучавшим поздравлениям в адрес таможенников. С какими результатами служба подошла к окончанию года?
– Благодарю за поздравления! Если говорить о результатах, которых достигла североосетинская таможня, то за очередной прожитый год нами был сделан серьезный шаг вперед: мы стали таможней фактического контроля. В рамках создания в структуре ФТС России электронных таможен, электронного декларирования от нас практически ушла фискальная функция. При этом сохранились все функции по проведению осмотра, досмотра, проведению экспертиз, таможенного наблюдения. И мы с этими задачами, на мой взгляд, успешно справляемся. Товарооборот за это время вырос на 15%, что свидетельствует об эффективности предпринимаемой работы Северо-Осетинской таможни во взаимодействии с Северо-Кавказским таможенным управлением, а также электронной таможней, которая была открыта ровно год назад. Проблем, с точки зрения совершения операций, у нас практически не возникает. Повысилось качество правоохранительной деятельности. Количество возбужденных за этот год административных и уголовных дел увеличилось по сравнению с прошлым годом, что говорит о том, что высвободившийся ресурс направлен на усиление контроля и повышение его качества, и ресурс этот используется правильно. Конечно, есть еще ряд проблем, над которыми предстоит серьезная работа, одна из них – функционирование таможенного поста МАПП Верхний Ларс.
– Вот, кстати, об этом пункте пропуска. Как сегодня удается справляться с очередями?
– Известно, что пропускная способность по различным видам транспорта, а также по физическим лицам в Верхнем Ларсе превышена в разы. Однако мы сегодня можем констатировать, что летний сезон в этом году прошел практически без очередей: не было ни жалоб со стороны проезжающих, ни обращений, и в течение всего весенне-летнего периода скопления автотранспорта не наблюдалось. Это было достигнуто проведением ряда совместных мероприятий, в том числе, во взаимодействии с коллегами-пограничниками, за что им большое спасибо. Что касается перспектив, мы сейчас используем созданную инфраструктуру – зону таможенного контроля на 22-м и 24-м км и в пределах поселка Чми. Использование инфраструктуры и технологий, которые мы сейчас применяем исключительно исходя из специфики нашего участка границы, позволяет достаточно успешно справляться с возникающими проблемами очередей. Нештатные ситуации порой случаются, но это текущие задачи, которые решаются оперативно.
– Можно сказать, что процедура оформления стала быстрее?
– Судите сами: в 2013 году через пункт пропуска Верхний Ларс грузовых транспортных средств в сутки проходило не более 70 в обе стороны. Сегодня эта цифра составляет 700-800, а количество личного состава, который занимается совершением операций, остается неизменным. При этом и качество, и скорость операций значительно возросли, и мы стараемся сохранить тот товаро- и пассажиропоток, которые нам диктуют современные условия. Созданная инфраструктура тоже положительно повлияла на комфортность ожидания пересечения границы.
– Но ведь около месяца назад возникла ситуация, когда у границы образовалась многокилометровая очередь из фур?
– Связана эта ситуация была с тем, что в пункте пропуска ввели в эксплуатацию весовое оборудование, которое позволяет контролировать весогабаритные характеристики транспорта, пересекающего границу. Предварительно проводились совещания, рабочие встречи, перевозчиков информировали о возможных последствиях, чтобы они заранее были к этому готовы. Возникновение очередей было связано с боязнью перевозчиков выявления перевеса, которое влечет за собой серьезные штрафные санкции.
Так или иначе, нами предпринимались соответствующие меры. Необходимо отметить, что проведение документального транспортного контроля занимает меньше времени, чем инструментальный контроль, который как раз включает в себя взвешивание и контроль габаритов транспортных средств. Мы к этому были готовы, дополнительно выделили штатные единицы, был прикомандирован личный состав из Северо-Кавказского таможенного управления, и в течение недели мы с этой проблемой справились. Взаимодействовали с Ространснадзором, Минтрансом, руководством республики и МВД по РСО–А – комплекс всех предпринятых мер позволил сегодня выйти в рабочий режим и свести очереди на нет.
– Расширение пункта пропуска рассматривается?
– Верхний Ларс включен в программу по реконструкции, проект находится на стадии согласования. По предварительной информации, срок реконструкции займет два года, стартуя в конце 2020 года. Продолжительность сроков реконструкции связана с тем, что пункт пропуска будет продолжать работать в штатном режиме, без перерывов.
– Вопрос, касающийся временного ввоза машин из Южной Осетии. Как реагирует таможня на то, что сейчас происходит на пункте пропуска Нижний Зарамаг?
– На протяжении 6,5 лет ведется кропотливая планомерная работа по формированию информационной базы данных, взаимодействию с таможенными органами Республики Южная Осетия. Проводятся рабочие встречи и совещания как в нашей республике, так и в Южной Осетии, в ходе которых представителям бизнеса и общественности разъясняются правила Таможенного кодекса ЕАЭС. В том числе, говорилось и о том, что в ближайшее время накопленные базы данных позволят усилить контроль за перемещаемыми транспортными средствами. Есть таможенное законодательство, и оно обязательно для всех к исполнению. Отмечу, что нет никакой предвзятости по отношению ни к кому из граждан, пересекающих границу. Более того, если у тех или иных лиц возникают вопросы, мы консультируем, разъясняем требования таможенного законодательства, правила ввоза-вывоза и пытаемся помочь всем без исключения выйти из затруднительной ситуации.