– Александр Викторович, какова роль Конституции республики для ее существования?
– В нашей Конституции закрепляется конституционно-правовой статус республики, отражающий ее специфические особенности: форму государственного правления, права и свободы граждан и дополнительные гарантии их обеспечения, республиканские и местные органы власти, административно-территориальное устройство, границы и гарантии их неприкосновенности, государственные языки (осетинский, русский), национальный язык как основу национального самосознания осетинского народа, отношения с Южной Осетией на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции.
В ней впервые наш субъект Федерации именуется как Республика Северная Осетия – Алания. Этим на самом высоком законодательном уровне не только сохранена и подтверждена историческая связь поколений, но и предпринята попытка выстроить исторический мостик от прошлой государственности наших предков аланов до их сегодняшних потомков.
– А как отразилась эта история на развитии Основного закона республики?
– Наша республика проходит свой путь конституционного развития. Ее конституции, принятые в разные годы, знаменовали собой важные вехи ее становления как самостоятельного государственно-политического субъекта.
Сегодня в Конституции республики учтены положения Основного закона страны, ведь иначе нельзя сформировать единое конституционно-правовое пространство в федеративном государстве. В них закрепляются такие фундаментальные принципы, как главенство демократии и права, социальный характер государства, права и свободы человека, принцип разделения властей, равенство всех перед законом и судом и другие.
Важными гарантиями конституций страны и ее субъектов являются их верховенство и высшая юридическая сила, прямое действие и применение.
– Если положения конституций имеют прямое действие, то для чего необходимо их толкование?
– Конституционные нормы нуждаются в официальном толковании для правильного понимания по причине их высокой абстрактности и лаконичности, а порой – и внутренней противоречивости, недостаточной определенности или неполноты.
Толкование Конституции республики – это особая форма деятельности и исключительная прерогатива ее Конституционного суда, которой его наделил 15 июня 2001 г. конституционный закон республики.
Цель толкования – устранять неопределенности в понимании конституционных положений, обеспечивать надлежащее их соблюдение, применение и исполнение. Посредством толкования суд выявляет волю государства, разъясняет действительный смысл конституционных положений, соединяет их с общественно-правовой практикой, предупреждает появление иного истолкования конституционных норм.
Занимаясь толкованием норм Конституции республики, Конституционный суд способствует их единому пониманию и применению органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
– Есть ли у Конституционного суда другие полномочия помимо толкования Основного закона?
– В действительности, случаи толкования Конституции в практике работы Конституционного суда возникают достаточно редко в силу глубокой проработанности и однозначности ее положений. Основной же задачей суда является изучение соответствия Конституции республики законов и иных нормативных правовых актов, например, решений органов местной власти.
Все это – показатель возрастающей роли конституционного правосудия. Конституционный суд обеспечивает не только верховенство и непосредственное действие Конституции, но также единство и стабильность конституционной законности и фактически участвует в процессе нормотворчества.
Только активная позиция Конституционного суда обеспечивает реализацию принципа верховенства Конституции, а его роль в этом является основополагающей. Через конституционный контроль Конституция как правовой акт превращается в "живое" право.