В редакцию нередко поступают звонки и письма с одной и той же описываемой ситуацией: жильцы отказались на сходе от домоуправляющей компании, а спустя несколько месяцев обнаруживают, что с пластиковых банковских карт исчезли деньги. Дальнейшие разбирательство и обращение в службу судебных приставов, уполномоченных списывать у граждан суммы за долги, показывают: за спиной у ничего не подозревающих жильцов домоуправляющая компания N подала иск в суд и каким-то образом его выиграла. О том, что у людей образовались долги, они узнали лишь после того как обнаружили недостаток на счете.
Другая история произошла уже с нашим коллегой, который несколько месяцев подряд получал смс из банка, что с его счета списана некая сумма в счет долга. После очередного сообщения мы уже всей редакцией обратились в службу судебных приставов и узнали: списание инициировала одна из энергоснабжающих компаний, посчитав, что нашла в его лице должника. Примечательно, что этот самый коллега оплачивал все счета вовремя, включая и тот, который оказался "долгом". Еще любопытнее – тот факт, что один и тот же долг списывался уже в третий раз подряд, и кто знает, сколько бы еще продолжалась эта вакханалия, если бы не вмешался "административный ресурс".
А вот еще история – уже с другим нашим коллегой, которому был обещан пересчет в силу того что ранее переплатил за услуги одной из компаний ЖКХ. Однако, ожидая возврата денег, он внезапно "ушел в минус" на ту же сумму на своем счете. Ни уведомлений от судебных приставов, что в отношении него возбуждено производство, ни даже квиточка из компании о возникшей претензии за все время так и не поступило. До самого момента отъема денег. Вернуть которые, кстати, оказалось не очень легким делом.
Вполне закономерный вопрос: а не должны ли граждан предупреждать о долге и о том, что в случае неуплаты сумма будет списана принудительно, и не исключено, что вместе с набежавшей пеней? Должны, говорят приставы.
"Со дня поступления в Управление Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в его возбуждении. Далее пристав направляет должнику извещение о возбуждении исполнительного производства, – разъясняет процедуру оповещения граждан об этом возбуждении и последующем списании денег со счетов руководитель УФССП РФ по РСО–А Игорь Кесаонов. – В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником требований поступившего документа, а также предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием 7% исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В случае нарушения добровольного пятидневного срока для оплаты задолженности судебный пристав-исполнитель взыскивает 7%-й исполнительский сбор, но не менее 1000 рублей с должника-физического лица или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей – с должника-юридического лица".
Проще говоря, у должника есть пять дней на то, чтобы погасить долг. Но это – если его уведомили. В ряде же случаев получается, что уведомление приобретает призрачные контуры, а чтобы доказать, что деньги списаны ошибочно, придется потратить уйму сил, нелишнего времени и нервов. Почему так получается? Все дело в законодательстве. В соответствии со ст. 29 ФЗ "Об исполнительном производстве" достаточно уведомления, отправленного по месту жительства должника, или последней регистрации по почте. Даже если письмо возвращается из почтового отделения с пометкой "возвращено за истечением срока хранения", то по закону все равно считается, что гражданин уведомлен, поэтому даже в случае злого умысла уклоняться от получения уведомления нет смысла.
"В соответствии со ст. 24 ФЗ "Об исполнительном производстве" в качестве уведомления должностному лицу достаточно направить письмо, телеграмму, телефонограмму, сообщение по электронной почте, смс-сообщение на номер должника, применить иные виды связи доставки повестки, – поясняет Игорь Кесаонов. – При получении должником извещения необходимо в обязательном порядке явиться на прием в службу судебных приставов, где нарочно ему вручат необходимые документы о возбуждении исполнительного производства, а также разъяснят, какие меры принудительного исполнения ждут должника при несвоевременной оплате долга. Если должник представит документ, подтверждающий, что в данный временной отрезок он действительно отсутствовал и получить извещение не мог, то судебные приставы-исполнители предоставят ему возможность добровольно в течение пяти дней оплатить задолженность. Также учитываются уважительные причины, к которым относятся: нахождение человека в командировке, больнице, отпуске и т.д."
Иными словами, доказать, что он был надлежащим образом уведомлен, обязан сам должник. Отговорки типа "почта не донесла" не вызовут сочувствия: ну, полноте, почта – и не донесла?! Что уж тут про смс и телефонограмму говорить…
Как подчеркивает Игорь Кесаонов, служба судебных приставов – это исполнительный орган, который на основе исполнительного документа возбуждает производство и начинает процедуру принудительного взыскания в соответствии с действующим законодательством. Но еще до поступления к ним исполнительного документа "у каждого есть право разрешить сложившуюся ситуацию без вмешательства судебных приставов".
На деле, правда, это замечательное право не всегда работает. Ибо договориться можно в том случае, если инициатор взыскания долга (реального или вымышленного) не боится сказать гражданину: у вас долг. В ряде же случаев он предпочитает "работать без посредников", а граждане узнают постфактум о принятом в отношении них решении.
Главный судебный пристав Северной Осетии не скрывает: в последнее время жалобы от физических лиц на незаконное списание денежных средств с их счетов поступают нередко.
"ФЗ "Об исполнительном производстве" четко регламентирует деятельность службы судебных приставов. В соответствии со ст. 69, ст. 70 судебный пристав-исполнитель обязан применить меры принудительного исполнения, а именно: обратить взыскание на имущество должника и выявленные денежные средства, находящиеся на его счетах в кредитных учреждениях, если должник своевременно не погасил задолженность, – говорит Игорь Кесаонов. – Да, случаются и повторные списания. Зачастую они связаны с тем, что физическое лицо напрямую оплатило задолженность взыскателю – юридическому лицу, например, организации ЖКХ или ТЭК. Но документ об исполнении долговых обязательств к нам в управление своевременно не поступил. Судебного пристава-исполнителя обязаны уведомить о том, что за гражданином долга уже нет, представив документы, подтверждающие этот факт. Лишь только после этого отменяются все меры принудительного исполнения, и исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением".
При этом, по словам руководителя ведомства, сумма, которая оказалась списана дважды, в обязательном порядке должна быть возвращена должнику. Если средства поступили на депозитный счет управления, но пока не отправлены взыскателю, то производится их возврат на тот же счет. Если же деньги уже отправлены взыскателю, то процедура возврата займет более длительное время.
"Хочу обратить внимание и на тот момент, что судебные приставы-исполнители проводят большой объем технической работы с документацией, принимают граждан, которые после уведомления приходят на прием, – продолжает Игорь Кесаонов. – Но также судебные приставы-исполнители ежедневно обязаны выезжать по адресам должников, выявлять имущественное положение, проводить весь комплекс необходимых исполнительных действий. И если должник получил повестку от службы судебных приставов, нужно обязательно явиться по указанному адресу. Иначе за несвоевременное исполнение долговых обязательств будут применены такие меры принудительного исполнения, как наложение ареста на имущество и выявленные счета, ограничение в праве выезда за пределы Российской Федерации, запрет на регистрационные действия в отношении автотранспорта, ограничение в специальном праве и т.д. Мы открыты для граждан, при любых возникших вопросах, связанных с деятельностью судебных приставов, нужно их своевременно разрешать. Сегодня достаточно легко узнать о наличии задолженности: на официальном сайте управления www.r15.fssprus.ru можно воспользоваться сервисом "Банк данных исполнительных производств" или установить на мобильный телефон бесплатное приложение "ФССП". В управлении также работает call-центр, по номеру 240691 граждане могут обратиться с вопросами, входящими в компетенцию службы судебных приставов".