15 ноября он представил свой спектакль "Оркестр" по пьесе Жана Ануя (режиссер-постановщик – заслуженный артист РФ Александр Федоров, г. Москва) на сцене Белгородского государственного академического драматического театра им. М. С. Щепкина, в рамках ХI Всероссийского театрального фестиваля "Актеры России – Михаилу Щепкину". 18 ноября – на сцене Рязанского государственного областного театра драмы, где с 15 по 25 ноября проходил IV международный фестиваль спектаклей о любви "Свидания на Театральной". А 21-го – в Йошкар-Оле, на ХVI международном фестивале русских театров национальных республик России и зарубежных стран "Мост дружбы".
"Актеры России – Михаилу Щепкину" – не просто сценический форум "с именем" и богатой творческой историей, получить приглашение на который очень престижно. Традиционно на него съезжаются лучшие театральные коллективы страны, включая московские и петербургские. И участие в ХI Всероссийском фестивале "Актеры России – Михаилу Щепкину", который проводился в Белгороде с 8 по 18 ноября, тоже приняло целое созвездие ведущих отечественных театров: Московский художественный театр им. А. П. Чехова, Московский академический театр имени Маяковского, Центральный академический театр Российской армии, санкт-петербургский государственный молодежный Театр на Фонтанке, Севастопольский драматический театр Черноморского флота, театры Владимира, Курска, Самары, Тулы… Всего экспертный совет фестиваля, председательствовала в котором известный московский театральный критик, писатель, шеф-редактор журнала "Страстной бульвар, 10", главный редактор журнала "Иные берега" Наталья Старосельская, отсмотрел 12 спектаклей 11 российских театров. Лесков, Мольер, Булгаков, Тургенев, Виктор Розов, Гончаров, современная отечественная и зарубежная драматургия – "палитра" фестиваля была яркой. И владикавказский Русский академический театр им. Е. Вахтангова, который за последние несколько лет благодаря обменным гастрольным проектам, реализованным при поддержке федеральной программы "Большие гастроли", связала с Белгородским академическим госдрамтеатром им. М. С. Щепкина тесная творческая дружба, на этом фоне не только не "потерялся". Его спектакль "Оркестр" по пьесе Ж. Ануя был удостоен по итогам фестиваля диплома с "говорящим" названием "За театр как оркестр и "Оркестр" как театр". А заслуженная артистка РФ, народная артистка РСО–А Наталья Серегина, играющая в этом спектакле мадам Ортанс, завоевала в Белгороде специальную награду "За яркое соло женской души".
Тепло принимала "Оркестр" от владикавказских "вахтанговцев" и публика Рязани – одного из старейших городов России, где международный фестиваль спектаклей о любви "Свидания на Театральной" тоже уже проходит традиционно. Такое название он получил, к слову, не случайно: Театральная площадь – это один из красивейших уголков исторического центра Рязани, и именно там расположено здание Рязанского государственного областного театра драмы – инициатора проведения этого сценического форума. В нынешнем году его участниками стали 10 театральных коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Владикавказа, Великих Лук, Уфы, Мытищ, Кинешмы, самой Рязани, а также гости из Германии – Театр Вольфганга Борхерта из г. Мюнстера.
Программа фестиваля тоже была разножанровой и очень широкой по диапазону – от Островского, Пушкина и Чехова до остросовременной "новой драмы". И вновь доказала: ликов у Ее Величества Любви – множество. "Четвертым спектаклем в рамках международного фестиваля "Свидания на Театральной" стала постановка пьесы Жана Ануя "Оркестр" от Русского театра им. Вахтангова из Владикавказа. Режиссер Александр Федоров предложил отвлечься ненадолго от романтики и вспомнить о другой любви – любви к себе и людям. Легкая, ненавязчивая музыка, яркие колстюмы, женщины в кудрях, при макияже, слаженные танцевальные шаги – одним словом, курортный оркестр. На фоне этой невыносимой легкости бытия ведутся невыносимо пустые диалоги… Такую пошлость сложно долго терпеть, хочется избавиться от нее, смыть, – такую оценку дали спектаклю, привезенному в Рязань артистами из Северной Осетии, сами хозяева фестиваля – их коллеги из Рязанского областного театра драмы – на своей странице ВКонтакте. – Парадоксально, но покончить с фальшивыми разговорами и фальшивыми страстями помогает обвинение в фальшивой игре. Это становится для Сюзанны Дилисиас (Анастасия Алёхина) спусковым крючком, дает силы не быть "арфой с поврежденными струнами". На фоне трагедии человека, который перестал быть созвучным окружающему миру и теперь не знает, как в нем жить, мы увидим во всей красе и остальных персонажей. Тех, кто давно несчастен, но пока не готов снять дежурную улыбку со своего лица… Финал истории логичен. Сломанной арфе не место в оркестре, шоу должно продолжаться. Однако режиссер спектакля добрее к героям, чем автор пьесы. Он дает шанс на возрождение для каждого. Как Данко, выносит Сюзанна Дилисиас свое сердце на сцену и делится им со всеми, кто готов принять. И кто скажет, что это не любовь?!."
Отдельно отмечен в этой рецензии и образ "властной, игривой, но внутри такой одинокой" мадам Ортанс, воплощенный в "Оркестре" Натальей Серегиной. А из Рязани владикавказцы отправились с этим спектаклем в столицу Марий-Эл – Йошкар-Олу. ХVI международный фестиваль русских театров национальных республик России и зарубежных стран "Мост дружбы" стартовал там на сцене Академического театра русской драмы им. Г. Константинова 20 ноября, финиширует 1 декабря, а собрал он в Йошкар-Оле на сей раз около 10 театров Поволжья, Северного Кавказа, Урала и Закавказья. Среди них – Казанский академический русский театр им. В. И. Качалова, русские театры Владикавказа, Майкопа, Сухума, Саранска, Чебоксар, Екатеринбурга… "Оркестр" был показан публике Марий-Эл во второй день работы фестиваля – и тоже удостоился добрых отзывов и от известных российских театральных критиков, вошедших в состав его жюри, и от зрителей.
– Пожалуй, такого насыщенного "фестивального марафона" в истории нашего театра еще не было. Тем более что все эти три фестиваля – очень серьезные, с очень солидным представительством, на них съехались сильные и именитые театральные коллективы. Безусловно, это было по максимуму ответственно и волнительно – представлять на них республику, – поделился с "СО" художественный руководитель и директор Русского академического театра, народный артист РФ Владимир Уваров. – Три города – и везде разная критика, разные залы, разный зрительский менталитет. Но и в Белгороде, и в Рязани, и в Йошкар-Оле мы услышали в свой адрес единодушное: "У вас – великолепная труппа, вы можете все!" Везде нас оценили как высокопрофессиональный коллектив и как театр-открытие – и коллеги, и члены жюри. И это, конечно же, радует. Потому что участие в фестивалях – всегда для театра и серьезный экзамен, и стимул к тому, чтобы творчески расти дальше…