Министр экономического развития Северной Осетии Казбек Томаев сегодня выступил с докладом в Совете Федерации в рамках круглого стола "Актуальные вопросы реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года в субъектах Российской Федерации". Он стал одним из трех представителей регионов, приглашенных к обсуждению на столь высоком уровне. В дискуссии участвовали первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, врио директора Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития РФ Алексей Елин, заместитель губернатора Вологодской области Виталий Тушинов, председатель Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Андрей Михеев, представители исполнительных и законодательных органов государственной власти, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
Стратегия пространственного развития до 2025 года была утверждена распоряжением Правительства РФ в феврале этого года. По словам Алексея Елина, даже опыт нескольких месяцев показывает, что это необходимый документ, реализация которого позволит существенно повысить уровень и качество жизни в регионах. Но для того, чтобы окончательно определить векторы движения и утвердить соответствующий План мероприятий, необходимо учесть замечания субъектов.
Как отметил в своем докладе Казбек Томаев, крайне важно обеспечить равномерное развитие всех территорий, без привязки к численности населения и их вкладу в ВВП. Поступательное развитие возможно только с учетом оценки реальных условий каждого региона. К примеру, в Стратегии обозначены эффективные экономические специализации каждого субъекта страны, которые ранжированы строго по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Однако есть сферы, которые не учтены в ОКВЭД. Для Северной Осетии, в частности, это животноводство, садоводство, рыбоводство, народные художественные промыслы, добыча общераспространенных полезных ископаемых, производство строительных материалов, биотоплива и ряд других. Следует закрепить ответственность за долгосрочное развитие приоритетных направлений регионов за профильными федеральными и региональными органами власти, что позволит ключевым отраслям стать "локомотивами" экономического роста.
Существенным пробелом также является отсутствие раздела, посвященного горным территориям.
– Из 85 субъектов Российской Федерации 40 имеют горные образования, что составляет более 30% площади страны. В Северной Осетии горные территории занимают около 50%. Исходя из этого, мы предлагали включить в проект Стратегии отдельный раздел, посвященный развитию горных
территорий, которые в силу специфики размещения существенно отстают по уровню развития и обусловливают исход населения, в частности, молодежи, – подчеркнул Казбек Томаев.
Глава Минэкономразвития РСО-Алания заявил о необходимости обоснования целесообразности и эффективности предлагаемой в документе градации на городские агломерации и крупные города, территории эффективной отраслевой специализации, сельскую местность и малые города. По его словам, нужны прогнозные финансово-экономические расчеты социально-экономических последствий такого разграничения. Требует анализа и реально сложившаяся ситуация в сфере инновационного развития, оценка рисков технологического отставания и снижения конкурентоспособности. Кроме того, остро стоят вопросы экологической безопасности.
Ряд этих и других предложений был направлен федеральным органам власти еще на стадии формирования проекта Стратегии пространственного развития. Республика также внесла предложения в проект Плана мероприятий по ее реализации. Это разработка и утверждение комплекса мер, направленных на переселение и обустройство граждан из зон чрезвычайных ситуаций природного характера в районы с благоприятными условиями проживания; разработка и утверждение комплекса мер по модернизации действующих и строительству новых санаторно-курортных учреждений, в том числе на территории нахождения бальнеологических ресурсов; оценка бальнеологических ресурсов с последующим предоставлением лицензий для потенциальных инвесторов; разработка и реализация на конкурсной основе инвестиционных проектов в бальнеологической сфере.
– В период разработки проекта Стратегии формировался Перечень подлежащих созданию (модернизации) объектов инфраструктуры федерального значения до 2035 года, который планировалось утвердить в качестве отдельного нормативного правового акта. Правительством Республики Северная Осетия-Алания были согласованы и направлены на федеральный уровень два перечня предлагаемых к рассмотрению объектов пространственного развития, состоявшие из 48 позиций. Сейчас большинство этих объектов нашли отражение в национальных проектах. Среди них создание инфраструктуры для туристического комплекса "Мамисон", строительство автодороги "Кавказ"-Хурикау-Малгобек-Моздок протяженностью 61,6 км и участка трассы в 15 км в обход Владикавказа, что позволит разгрузить улицы столицы республики от транзитного транспорта, улучшит экологическую ситуацию во Владикавказе, снизит износ дорожного полотна, аварийность, – отметил Казбек Томаев.
В ходе обсуждения участники круглого стола согласились с доводами министра. Представленные им предложения и замечания найдут отражение в проекте Плана мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года в субъектах РФ. Особое внимание уделят развитию горных территорий.