В современном мире крайне недальновидно считать, что залогом успешной карьеры может стать только владение иностранным языком, которым уже особо никого не удивишь. Теперь профессиональная востребованность во многом зависит от понимания технологий, умения мыслить, абстрагироваться и способностей к решению нестандартных задач. А математика как наука междисциплинарная помогает в развитии абстрактного, критического и стратегического мышления, аналитических способностей, умения выстраивать алгоритмы: это фундамент самых разных сфер деятельности – от физики и географии до лингвистики и журналистики. Именно понимание многогранности этой точной науки и стало основой для разработки "Проекта развития математического образования", который реализуется в Северной Осетии с 2018 года.
Сейчас в республике начался новый, уже следующий, этап развития математического образования – написана новая программа, разработана "дорожная карта", рассчитанная на 3 года. С осени 2019 года руководителем проекта стала молодой педагог, магистрант факультета математики и информационных технологий СОГУ Екатерина Кодрик, которая с первых дней является частью этого проекта и знает его "изнутри". Однако Екатерину, как и ее коллег – таких же аспирантов госуниверситета и уже опытных учителей, работающих в проекте, отличает не только знание предмета, понимание концепции программы. Все эти люди, как и положено настоящим преподавателям, влюблены в свой предмет и несут эту любовь в массы, что заметно во время занятий, в том числе в математических кружках.
"Чем хорош данный проект развития матобразования? Ребенок учится развиваться, учится работать над собой, над олимпиадами: его с ранних лет знакомят с этим миром задач, интеллектуальных конкурсов, – рассказывает руководитель проекта.
– По итогам одного года работы нет смысла говорить о громких результатах, но уже заметны продвижения. Одним из действенных инструментов достижения поставленных нами целей является кружковая деятельность: сейчас по всей республике функционируют 33 кружка, где занимаются дети с 3 по 6 класс. Затем мы уже приглашаем наиболее способных ребят в специализированные математические классы. С прошлого года в РФМЛИ начал работать такой экспериментальный 7-й класс, сейчас их уже два – они как раз сформированы по результатам работы этих кружков. И если мы посмотрим на статистику достижений именно этих классов, то у нас уже есть призеры и победители школьного этапа олимпиад. По республике результаты несколько иные, но у нас также уже есть призеры и победители олимпиад "МетаШколы" и математического клуба "Панда". Сейчас мы стараемся выйти на другой уровень – участвовать в олимпиадах физтеха и МГУ "Бельчонок".
Три раза в неделю по два часа – именно в таком режиме в кружках занимаются математикой ребята, причем абсолютно бесплатно. По завершении программы, которая рассчитана на 4 года, наиболее талантливые дети смогут продолжить углубленное изучение математики в Республиканском физико-математическом лицее-интернате. Для ребят из районов республики в образовательном учреждении созданы комфортные условия проживания.
В кружках занимаются от 15 до 20 человек. Чтобы попасть в число "математиков", детям предлагается решить задачи. Мы и сами их составляли, и брали из каких-то сборников: пять заданий и 40 минут на решение. Результаты, конечно, не очень порадовали, хотя задачи были не сложными. В лидирующих позициях оказались те школьники, кто в течение прошлого года уже успел позаниматься в кружке. Часто родители боятся отдавать ребенка на кружок, думая, что он не потянет. Но для этого и работают педагоги: разглядеть способных учеников. Преподаватель зачастую видит, что учащийся хочет заниматься, что он может, ему просто нужно подтянуть базу, которая у всех разная. И это все решаемо, если приложить больше усилий. По сути, в 3-6 классах у всех школьников лишь общий фундамент, на котором впоследствии и будет выстраиваться математическое образование.
Разумеется, что в процессе кружковых занятий какой-то процент детей отсеивается. Смещаются приоритеты, они делают выбор в пользу другой секции. Бывают и такие, кто нерегулярно посещает занятия, так как совмещает с другими кружками, но тем не менее не бросает, потому что ему и это интересно. К тому же, учитывая юный возраст этих ребят, – даже тех, кто уже перешел в экспериментальные классы в РФМЛИ, сложно прогнозировать, по какому направлению они пойдут в будущем. Мы понимаем, что большая часть не будет связана с миром академического будущего. Но уже сейчас есть база детей, в том числе и по кружкам, которым просто необходимо развиваться в сфере математического образования, и мы будем их поддерживать, направлять. Помимо глобальной цели – воспитать кадры для нашей экономики, у проекта развития матобразования две задачи: выявление одаренных детей и поднятие общего уровня преподавания математики. Так вот для решения последней сейчас созданы оптимальные условия. На данный момент в кружках занимаются порядка 500 человек по всей республике. Если для этих пятисот ребят поднять уровень общей базы, то, когда они придут в свои классы, их товарищи будут ориентироваться на них.
Занятия в кружках, как и положено, отличаются от привычных уроков математики. У преподавателей есть программа, по которой они ведут курс, но в методике преподавания и подходе к ученикам их не ограничивают. Как правило, педагоги применяют игры, составляют интересные задачи. Для педагогов, задействованных в проекте, было организовано обучение – мы проходили курсы в школе "Фоксфорд", затем были семинары. Сейчас подготовка перешла в ведение кандидата физико-математических наук Игоря Цопанова, который уже провел установочный семинар, рассказал о современных методиках. Хотим запустить интенсив, ждем преподавателей из другой области, которые поделятся опытом, потому что мы только встали на этот путь, и эффективные практики коллег нам будут в помощь. Ведь не секрет, что хорошие педагоги – залог всего. Признаюсь, что взять ответственность руководства проектом меня вдохновила руководитель РФМЛИ Нелли Маргиева, которая занималась им в прошлом году. Мы видели, как она болеет за дело, сколько в него вложено души, поэтому и хотелось развивать его дальше. Неравнодушие видят и дети. Это неизменный взаимосвязанный процесс: ты заряжаешь их, а потом получаешь обратную связь – приходишь на занятие, а ребята все такие активные, хотят от тебя что-то узнать.
Педагоги советуют родителям не спешить оценивать способности их детей как исключительно гуманитарные или технические. "Я убеждена, что математические способности ребенка – это качество преподавания математики в школе, – считает Екатерина Кодрик. – Уровень способностей зависит от того, какую базу ему дают в школе. Но чтобы ребенок эту базу понимал, ему нужно логически хорошо мыслить. Если есть логический подход, то в математике все будет понятно буквально между строк. И вот здесь детям могут помочь именно родители – давать логические игры, которые включают оба полушария мозга. В качестве примера – игра "Данетка". Своим ученикам я также даю комплекс упражнений, после которого они максимально активно включаются в занятие. Можно вместе с детьми решать олимпиады в интернете – пусть даже они не входят в список официальных, зато помогут школьникам понять, что это такое, какие задачи им могут встретиться".
Математические кружки – это лишь один из первых шагов в уже запущенном механизме развития математического образования в регионе. И не только ради громких побед на конкурсных и олимпиадных площадках, но с акцентом на тот факт, что раз есть способности, то их непременно надо развивать. Очень важно, что нас постоянно поддерживают, наши инициативы всегда находят отклик в Правительстве республики, которое курирует реализацию данного проекта. На данный момент у нас создаются все необходимые условия – лишь бы дети развивались.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.