Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Учиться ощущению победы

[B]Какие ответы чаще всего вам доводилось слышать, обращаясь к людям с вопросом: "Что вас вдохновляет?" Не ошибусь, если самыми популярными оказывались: природа, музыка, поэзия, смена обстановки. А вот Глеба ДИЛЬМАНА вдохновляет математика. И он настолько щедрый, что готов делиться своей музой.[/B]

Сейчас под "чарами" спикера находятся 37 подростков Северной Осетии. Это талантливые учащиеся 8–11 классов, которые проявили себя в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике и хотят дальше развиваться в этом направлении. Если эти ребята уже оказались в Республиканском физико-математическом лицее, на базе которого проходит интенсив, то они уже в той или иной степени влюблены в математику. Но чтобы эти отношения стали более прочными и принесли какие-то плоды, в рамках реализации проекта "Развитие математического образования" в республике и были приглашены два педагога из Олимпиадной школы МФТИ. "Это лишь один из шагов в строительстве системы работы с одаренными детьми в нашем регионе, – пояснила руководитель проекта Екатерина Кодрик. – Мы модернизируем механизм подготовки к олимпиадам, так как нацелены максимально реализовать потенциал наших учеников и повысить их результаты".

На самом деле, если заглянуть на уроки московских преподавателей, которые в эти дни проходят во Владикавказе, то не сложно сделать вывод, что их занятия – не только про олимпиады. Вот стоит перед старшеклассниками молодой человек, в футболке и джинсах, и абсолютно на доступном языке рассказывает о сложных формулах и их прикладном назначении, оперируя привычным сленгом и опираясь на те жизненные ориентиры, которые близки современному поколению школьников. И этот образ явно идет вразрез с тем хрестоматийным примером олимпиадника, который рисует нам наше стереотипное воображение. А ведь Глеб и есть "тот самый олимпиадник": он – призер финала Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ). А еще он – выпускник механико-математического факультета МГУ, который оставил аспирантуру, чтобы начать работать, а сейчас, вместо того, чтобы принять предложение трудоустроиться в Швеции, популяризирует и продвигает математическую науку на Родине. И всей своей деятельностью показывает и доказывает, что в педагогике также можно и нужно развиваться, добиваясь высот – карьерных и финансовых. А все потому, что олимпиады дают не только возможность проверить свои знания и поступить в вуз мечты. Но, впрочем, об этом математик Дильман, которого "засосало в преподавание", расскажет сам.

– Вы знаете, у меня есть готовая формула. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить предмет, нужно любить говорить и третье – любить людей. Всё. Если у человека есть три этих свойства, то преподаватель он хороший, если нет, то надо искать что-то другое. Разумеется, к вопросам мотивации подключается и заработок педагога. Да, одна из важных социальных проблем в России – это то, что профессия преподавателя не престижна. У нас и бюджетное образование все время падает, и университеты в рейтинге все ниже и ниже. И это вполне понятная тенденция с таким отношением. И, да, сейчас преподаватель действительно зарабатывает меньше, чем айтишник. Но знаете в чем ключевая разница? Когда ты работаешь инженером, результат работы виден практически сразу: ты создал какой-то проект и буквально через полгода уже видишь его, а в случае с преподаванием, как правило, нужно ждать десять лет. И, конечно, инвестировать в это сложнее решиться. Но зато какие долгоиграющие результаты!

Преподаватель может достаточно зарабатывать, но для этого нужно иметь ряд навыков. Нужно не стесняться говорить о своих достижениях, нужно уметь продавать свои навыки – это тяжело, но эффективно. Можно работать с кем-то в команде. Сейчас, например, несколько удачных кейсов онлайн-школ в разных сферах. По английскому языку их вообще тьма, но и по математике тоже есть несколько примеров, когда преподаватели объединяются и вместе делают какой-то проект. В частности, наша летняя и зимняя олимпиадная школа "Медиана" на базе НИУ ВШЭ была чем-то таким.

– Долгосрочные перспективы полученных знаний – это, конечно, хорошо, но, наверное, результат ваших занятий со школьниками Северной Осетии не заставит себя ждать десять лет?

– Смотря о чем конкретно мы говорим. У нас на ближайшую перспективу – региональный этап ВОШ. Это все-таки спортивное мероприятие, как и все другие олимпиады. И здесь сложно что-то прогнозировать. Но что можно сделать? Посмотреть вариант "было – стало", замерить некоторый уровень в начале и в конце. Всякого рода гарантии можно давать в отношении чего-то стандартного, типа ЕГЭ – например, за год добавить 40 баллов. С олимпиадами все гораздо сложнее. Но такого рода интенсивы однозначно дают положительные результаты, это популярная практика, я сам их проходил, когда был школьником.

И действительно, подобные занятия дают накопительный эффект. Но уже сейчас у ребят, которые проходят этот курс подготовки, есть желание, чтобы подобные способы обучения внедрялись как можно чаще, потому что за одну неделю сложно охватить весь спектр интересующих вопросов. "Это большой опыт – и как в плане общения с интересным преподавателем, так и в расширении своих горизонтов, – делится ученик 10 класса РФМЛИ Костас Попандопуло. – Я узнал много новых тем. Часть мы затрагивали в школе, но здесь изучили более обстоятельно и потом еще дорабатывали их дома. Я победил в муниципальном этапе олимпиады по физике, стал призером по информатике. Математика пока дается сложнее, но я сейчас нарабатываю навыки. В любом случае, эти занятия ведут к повышению общей успеваемости в школе: уже освоенные темы я могу применять при изучении новой".

– Это первый подобный интенсив с момента разработки концепции развития матобразования в республике и стремления повысить эффективность подготовки к олимпиадам. Глеб, но ведь ваши уроки должны отразиться не только на результатах интеллектуальных соревнований?

– Технологию, которую я исповедую, много лет, с какими-то нюансами и дополнениями используется в ключевых олимпиадных образовательных центрах. Как это выглядит: берется какая-то тема, набор задач по ней и основное, что делают школьники, – это не слушают лекции и запоминают, а тренируются решать задачи и упражнения. Такая практика есть и в "Сириусе", хотя это и не их придумка. Насколько мне известно, ее родоначальником была самая старая олимпиадная школа в стране – ленинградская, и она, к слову, одна из самых сильных в России. Есть даже такая книжка "Ленинградские математические кружки" – прямо библия олимпиадника. Так вот это совершенно стандартная технология, в которой не нужно ничего принципиально менять. Разве что можно добавить какие-то современные идеи, типа фишек из мнемоники – науки работы с памятью. Я, например, люблю делать так: после того, как освоена какая-то тема, люди открывают пустой лист и пытаются из головы написать все, что они считают важным, что они запомнили. Потому что у нас обучение происходит не в тот момент, когда мы что-то узнаем, а когда пытаемся это восстановить. Чем больше восстановления, тем лучше.

Пообщавшись на протяжении недели со школьниками, Глеб Дильман смог составить впечатление об учащихся. По его мнению, группы разные, и в первую очередь по своим желаниям того, чем они собираются заниматься в дальнейшем. Но преподаватель отметил нескольких ребят, у которых он увидел перспективу, увидел, что математика им интересна. "Как спортсменов я их не могу оценить, но если говорить о поступлении, то если они продолжат заниматься, то могут выбирать практически любой вуз России".

– Ваш приезд в качестве педагога важен для подростков не только с точки зрения тех знаний, которыми вы с ними делитесь в процессе подготовки к олимпиаде. Как у участника олимпиадного движения, у вас наверняка есть свои секреты и лайфхаки, которые могут стать для них ориентирами.

– Очень важно: побеждает не тот, кто меньше ошибается, а тот, кто больше пробует. Лучше попробовать 100 раз и из них 10 победить, чем попробовать один раз и один раз победить. Первые десять олимпиад все равно будут неудачные, поэтому лучше их проиграть как можно раньше. Это прямо ключевое правило, причем как в олимпиадных задачах, так и в жизни в целом: нужно уметь пробовать и воспринимать неудачи не как чувство вины, разочарования и депрессии, а как что-то, что вызывает интерес и амбиции. Вот если и так не получается, значит, мне еще сильнее хочется разобраться.

И еще одна важная, на мой взгляд, вещь, которой могут учить олимпиады, – ощущение победы. Когда человек в подростковом возрасте чувствует, что он может, условно говоря, стать первым в регионе, это сильный бэкграунд во взрослой жизни, просто как ощущение, что я могу и умею побеждать.

– Но ведь к участию в олимпиадах тоже должно что-то мотивировать. А что это может быть, помимо самого факта победы и возможности получить дополнительные баллы при поступлении?

– Дело не в баллах, дело в навыке: навык решать задачи в целом, абстрактно. Это очень ценно и важно. Это ведь только в начале пути перед вами олимпиадные задачи по математике. Если какое-то дело у нас вызывает стресс, можно на волевом ресурсе его делать, но мы потом все равно все бросим. А если оно, наоборот, вызывает дофамин, положительные эмоции, то мы будем возвращаться к нему все время, и если решение сложных задач вызывает у нас дофамин, то и любая задача будет вызывать интерес, и будет гораздо проще все получаться.

– Если не воспринимать математику узко как сложение и вычитание, то она ложится в основу очень многих направлений, объединяя самые разные сферы. А какие увлечения могут способствовать развитию математических способностей?

– Есть фраза, что "математика – царица всех наук", а есть обратная, что "математика – служанка всех наук". Звучит менее приятно, но мне кажется, что вторая более объективная, потому что, например, для естественных наук математика является инструментом, а не целью. Когда перед нами математика в чистом виде, как наука, которая иногда прикладывается? Скажем, вот натуральные числа и то как они друг на друга делятся внезапно может пригодиться в шифровании и криптографии, и во всяких модных областях типа криптовалюты. Поэтому математика может быть подспорьем в каком-то хобби, а не они для математики.

В Москве я играл в спортивное "Что? Где? Когда?" в одной команде с чемпионом мира, играл в высшей лиге "Что? Где? Когда?" Это игры с множеством маленьких задачек, которые нужно быстро решать, и никто не понимает, как это делать. И основной навык, который мы развиваем: как действовать, когда непонятно, как действовать. Это очень схожая история с предпринимателями, которые развивают свое дело: они постоянно решают новые задачи, которые они не понимают, как решать, а им надо это сделать. И всякое спортивное хобби, оно тоже согласовано с олимпиадами, потому что ощущение то же: соперничество, ощущение борьбы, в первую очередь с собой, и желание победы. Мне кажется, что вещи типа спорта в целом и олимпиад в частности приучают к важному навыку: решать задачи, которые непонятно, как решать. И это, пожалуй, ключевое умение.

Олимпиада ради самой олимпиады – это, наверное, слишком узко и мелко для тех одаренных ребят, которые в них принимают участие. За каждой победой должно стоять нечто большее: как минимум, открываться новая дверь. Ведь и система, выстраиванием которой сейчас занимается министерство образования и науки РСО–А, направлена не просто на повышение показателей в рейтинге регионов по итогам олимпиад. Появление в республике победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников – это как лакмусовая бумажка для качества образования и стимул для остальных учащихся: если он смог, то смогу и я. И в этом отношении заставляют задуматься мысли Глеба Дильмана, который, естественно, все видит шире, чем плоскость предметной олимпиады.

– Не надо думать о себе плохо. Надо думать о себе хорошо. Есть одна фраза из Библии: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". В ней обычно забывают вторую часть, считая, что любовь к себе – это что-то предустановленное. Так вот, это неправда. Это очень важный и тяжелый навык – любить себя. Он подразумевает слишком многое – уважительное отношение к себе, к своим потребностям, желаниям. А у нас сильно развита привычка "перетерпеть". Не надо соглашаться на плохое, надо стремиться к большему. Навык – уметь хотеть, уметь слышать свои желания – очень важен.

– Например, уметь хотеть поступить в ВШЭ или МГУ?

– Если кто-то хочет этого, то да. Мы ведь говорим про здоровые амбиции. Люди, которые многого добиваются, как правило, отличаются тем, что уважают свои желания и не соглашаются на поражения. Мы все время будем проигрывать, но когда человек это принимает – "ладно, я вот проиграл, мне достаточно того, что есть", то можно забыть о высоких достижениях. В качестве хорошей иллюстрации есть советский мультик про котенка, который собирает башню, у него не получается, и он говорит: "Ну и не надо, ну и пожалуйста". И когда человек не соглашается на поражения: так не получилось, давайте по-другому. И так не вышло? – Давайте тогда вот так… И знаете, к чему это ведет? К счастью.

Начинали с одной предметной олимпиады, а пришли к главному – к дороге, которая ведет к счастью. Поэтому мы и говорим о том, что знания – это ключ, который открывает не одну конкретную дверь, а целые многоэтажные здания со множеством комнат. Осталось захотеть им воспользоваться.

Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.

Автор: Мадина МАКОЕВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1500

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика