[B]Умение характеризовать фазы фотосинтеза, свойства нуклеиновых кислот, определять число ДНК в клетках – эти и другие задания повышенного уровня сложности вызывают наибольшие затруднения у выпускников, сдающих ЕГЭ по биологии.[/B]
Этот предмет входит в число наиболее востребованных экзаменов по выбору, и с 2017 года в ЕГЭ по биологии используется обновленная экзаменационная модель. Государственная итоговая аттестация 2020 года не предполагает никаких изменений в данной дисциплине, что позволяет школьникам при подготовке ориентироваться на контрольно-измерительные материалы 2019 года.
В едином госэкзамене данной дисциплины всего 28 вопросов, разделенных на 7 блоков: "Биология как наука", "Клетка как биологическая система", "Организм как биологическая система", "Система и многообразие органического мира", "Человек и его здоровье", "Эволюция живой природы" и "Экосистемы и присущие им закономерности". "Результаты экзамена в 2017–2019 годах стабильны, однако, отдельные темы вызывают затруднения у участников экзамена. Так, к примеру, анализ результатов выполнения заданий пятого блока "Человек и его здоровье" показал, что наибольшие трудности вызывают вопросы по следующей тематике: нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности; строение и функции эндокринной и нервной систем, сенсорных систем, – объясняют эксперты. – Это объясняется не только сложностью учебного материала, но и недостаточным вниманием к этим темам у большинства выпускников. Необходимо тщательно прорабатывать данное содержание еще в основной школе – при подготовке к ОГЭ, а также повторить в старшей школе при подготовке к итоговой аттестации".
Специалисты Федерального института педагогических измерений, давая рекомендации для подготовки школьников, отмечают, что участники экзамена 2019 года показали хорошие результаты при выполнении заданий базового уровня практически по всем темам. В то же время затруднения вызвали такие темы, как "Биология как наука, методы познания живой природы", "Определение числа хромосом и ДНК в соматических и половых клетках", "Внутренняя среда организма человека, сенсорные системы", "Среды обитания организмов", "Разнообразие экосистем (биогеоценозов)".
За 3,5 часа, которые отводятся на выполнение ЕГЭ по биологии, для выпускников остаются сложными задания с развернутыми ответами, проверяющие, к примеру, умение анализировать результаты биологического эксперимента по его описанию, делать выводы на основании анализа данных, полученных в результате эксперимента, объяснять действие на организм лекарственного препарата или характеризовать причины и механизмы биологической эволюции. Все эти задания требуют не просто заучивания определенного объема биологической информации, а умения ее применять для решения поставленных задач, способности интегрировать знания биологии и основ химии, физики.
Минимальный балл аттестата по биологии – 36 из 100 максимально возможных, при этом наивысший первичный балл – 58. Чтобы приблизиться к этому показателю, при изучении биологии в старших классах и подготовке к экзамену целесообразно обратить внимание на развитие умений анализировать биологические объекты, явления, процессы, объяснять обстоятельства их протекания, устанавливать взаимосвязи объектов, процессов, решать биологические задачи, сравнивать различные объекты и процессы.