[B]Сегодня известному практику и ученому, строителю Транскама, академику Российской академии транспорта (РАТ) Левану Исмаиловичу КОРТИЕВУ исполняется 80 лет. Вся сознательная жизнь этого поистине легендарного человека связана с большой транспортной артерией, сделавшей ближе единый осетинский народ, которую впоследствии назовут "дорогой жизни". Личный вклад в ее строительство он считает одним из главных своих достижений. [/B]
Леван Кортиев родился в селе Думанис Тетрицкаройского района Грузии. Там же закончил восьмилетку, 9–10-е классы – в Тбилиси. Дальше все было, как у большинства молодых людей – служба в Советской армии и выбор профессии. В его случае это учеба в политехническом институте и работа в мостостроительных и тоннелестроительных организациях Тбилиси.
Леван с удовольствием и успешно учился по специальности "Мосты и тоннели". Бывая в Цхинвале, Джаве, он интересовался, что это за дорога, которая никак не может "пробиться" на Север! Вместе со своим другом Ушангом Тигишвили начал собирать материалы об этой дороге и был удивлен тем, что, оказывается, идея ее строительства имеет двухвековую историю.
Успешно окончив институт, по распределению Леван попал в Цхинвал, в ДРСУ-13, где встретил своего вузовского преподавателя Умара Кочиева, который привел его в областной отдел дорожного строительства. Ему предложили стать главным инженером на одном из четырех участков. Не раздумывая, он выбрал Джавский район.
С 1970 по 1974 год трудился на Джавском дорожном участке сначала главным инженером, а затем – начальником. 1974–1975 гг. – заместитель председателя райисполкома Джавского района. 1975–1982 гг. – начальник Южного участка Транскама. За это время была построена 33-километровая дорога от с. Хвце до южного портала Рокского тоннеля. Проложил "тракторную" дорогу через Магский перевал, при этом предложенные им инженерные решения были оформлены как рацпредложение.
Несколько десятков лет жизни Левана Исмаиловича связаны с Транскамом. Вспоминая момент сбойки, Кортиев рассказывает, что это была огромная радость всего осетинского народа, чувства – непередаваемые. Это был настоящий праздник! Он и теперь отслеживает буквально все, что там происходит, и сожалеет о том, что эта автомагистраль так и не доведена еще "до ума", имеется ряд нерешенных проблем, мешающих пользоваться ею полноценно круглогодично. В то же время ему приятно наблюдать, как ведутся работы по строительству противолавинных галерей, расширению и защите дорожного полотна. Радует и то, что несколько лет назад была проведена масштабная реконструкция Рокского тоннеля. Ведь обеспечение безопасности движения по "дороге жизни" – первостепенная задача.
В 1988 году Леван Кортиев защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. А в 1992 г. его пригласили в СКГМИ передавать свой богатый профессиональный и жизненный опыт молодому поколению.
За время трудовой деятельности им опубликовано более 100 научных работ, получены 10 свидетельств на изобретения. Практически все они посвящены обеспечению безопасности на горных дорогах. Л. Кортиев – автор книги "Транскам" об истории и значении автомагистрали, для него она – предмет особой гордости.
За работу на Транскаме он награжден орденом Почета РЮО и медалью "Во Славу Осетии" РСО–А.
В октябре 2015 года решением экспертного совета Национальной премии за достижения в сфере безопасности дорожного движения группа разработчиков СКГМИ под руководством профессора Кортиева стала ее дипломантом за достижения в сфере безопасности дорожного движения в номинации "Вектор безопасности" – за создание проекта лавинозащитных галерей.
В этом году группа ученых выиграла международный грант РФФИ и Минобрнауки РЮО.
Есть у юбиляра и давняя мечта – создание музея Транскама и установка памятника его строителям. В 1960 году при проектировании дороги ленинградскими инженерами в местности Средний Рук случилось ДТП, погибли четыре человека. Люди отдали свои жизни за дорогу и достойны нашей памяти. Ну, а для музея профессором Кортиевым собран богатейший исторический материал о людях и событиях периода строительства "дороги жизни". Он надеется получить возможность размещения этих материалов в фондах Национального музея. По этому вопросу обратился с письмом к главе республики Вячеславу Битарову.
Левана Исмаиловича уважают и знают на Севере и Юге Осетии как активного человека – настоящего патриота своей малой родины. Он пользуется заслуженным авторитетом по обе стороны Главного Кавказского хребта. В свои 80 профессор Кортиев бодр и полон сил. Для него это вовсе не старость, а еще вполне активный возраст, ведь еще так много дел впереди!