Смена регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по первой зоне (территория республики кроме Моздокского района) вызвала обсуждение в информационной среде. "От качества выполнения услуги по сбору и транспортировки твердых коммунальных отходов зависит санитарное здоровье наших городов и сел. Этот фактор напрямую влияет на качество жизни граждан. Резонанс понятен. Необходимо отметить, что решение о лишении статуса регионального оператора компании "Эко-Альянс" было взвешенным. Ситуация развивалась не один день", - подчеркнул министр ЖКХ, топлива и энергетики РСО-Алания Майран Тамаев.
В июне 2019 года был впервые поставлен вопрос о возможном лишении статуса "Эко-Альянса". Причиной стал растущий долг компании перед операторами-перевозчиками, которые осуществляли сбор и транспортировку мусора в разных районах республики. Суммарная задолженность по итогу первого квартала 2019 года составляла 62,5 миллиона рублей и к середине года ситуация не улучшилась. В результате переговоров, в том числе с участием судебных органов, было принято мировое соглашение, по которому "Эко-Альянс" взял на себя обязательство погасить задолженность компании перед операторами в объемах и сроках, указанных в разработанной и согласованной руководством Министерства и компании в сентябре 2019 года "Дорожной картой".
В "Дорожной карте" были прописаны мероприятия по организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Эко-Альянс". Одним из ключевых пунктов карты значилось погашение задолженности перед операторами-перевозчиками. Для этого в срок до 25 сентября компания должна была предоставить план реструктуризации долга, но к указанной дате документ предоставлен не был.
Уже в ноябре операторы-перевозчики стали обращаться в Министерство с просьбами повлиять на ситуацию – отсутствие выплат со стороны "Эко-Альянса" привело к тому, что операторы не могли выплачивать заработную плату сотрудникам, закупать ГСМ, а ,значит, и выполнять свои обязательства. В конце месяца было проведено заседание межведомственного координационного совета под председательством вице-премьера Ахсарбека Фадзаева, на котором присутствовали операторы-перевозчики и представители компании "Эко-Альянс". Регоператор повторно взял на себя обязательство по погашению задолженности, а также по срочному проведению конкурсных процедур для отбора операторов на 2020 год. Данные обязательства вновь не были выполнены.
К концу года компания подошла уже с долгом, превышающим 142 миллиона рублей. Конкурсные процедуры на определение операторов-перевозчиков для работы в 2020 году так и не были
проведены. Часть крупных перевозчиков, в том числе те, что обслуживают Северо-западный, Затеречный и Промышленный районы Владикавказа, где в общей сложности проживает около 300 тысяч человек, сообщили, что отказываются работать с "Эко-Альянсом" в 2020 году. Во избежание резкого ухудшения ситуации Министерством ЖКХ, топлива и энергетики республики было принято решение о лишении статуса регионального оператора ООО "Эко-Альянс", соответствующий приказ был подписан 30 декабря 2019 года.
В соответствии с законодательством статус временного регионального оператора был предложен компании "Чистый город", которая является регоператором по второй зоне (Моздокский район), однако руководитель организации отказался, тогда были проведены переговоры с наиболее крупной профильной организацией в республике - ВМБУ "Специализированный экологический сервис" - обладающей необходимым штатом сотрудников и объемом спецтехники. Был получен положительный ответ, и с 1 января 2020 года компания взяла на себя статус временного регионального оператора первой зоны.
Руководство ООО "Эко-Альянс" не согласилось с действиями Министерства, подали иск в Арбитражный суд, где сейчас идет рассмотрение деталей дела и законности предпринятых мер.
На сегодняшний день работу по сбору и транспортировке отходов на территории первой зоны успешно выполняет Владикавказское муниципальное бюджетное учреждение "Специализированный экологический сервис". Тариф для оплаты услуги по сбору и транспортировки отходов на данный момент проходит утверждение в Республиканской службе по тарифам. Впоследствии оплата от физических лиц будет проходить при участии контролеров "Спецэкосервиса", юридическим лицам необходимо будет заключить договор.