Считанные месяцы остались до 75-летнего юбилея Победы. И тем обиднее становится нам, гражданам России, когда слышим высказывания западных политиков о том, что победа над фашизмом – заслуга кого угодно, но не советского народа. Миллионы граждан Советского Союза сложили головы на полях сражений, погибли от голода и непосильного труда, подверглись уничтожению в концлагерях, терпели унижения и лишения. Нет в России семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война.
Мы решили обратиться к нашим читателям и узнать, как они воспринимают информационную атаку на Россию, какие чувства возникают у них при размышлении о той войне.
Виктория Борисовна, пенсионерка:
– Возможно, убедить иностранцев в том, что победу во Второй мировой войне одержал советский народ, не удастся. Но самим сомневаться в подвиге наших предков мы не имеем права. Для этого нужно, чтобы молодежь знала своих героев. Всматривалась в черно-белые портреты рядовых и лейтенантов, узнавала в них своих дедушек и бабушек. У нас в школах были "Уголки боевой славы", такие маленькие музеи. И мы видели живую историю. Можно было примерить военную фуражку нашего завхоза, увидеть приказ о награждении орденом нашего военрука... Тогда это было хорошо и правильно.
Мария КАНУКОВА, учительница истории МБОУ "СОШ № 3" г. Алагира:
– Мы – счастливые люди, родились под мирным небом, не видели ужасов войны. Войны, много боли и горя принесшей всему советскому народу. Наши солдаты, отважно сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной, ценой собственной жизни защитили не только нашу страну, но и народы Европы. Нельзя забывать про этот подвиг!
Наша задача – донести любыми способами до детей, что это была война против Советского Союза, что именно наши деды и прадеды ковали Победу! Важно, чтобы в наших детях, которые, может, даже никогда и не видели живого фронтовика, продолжала жить память прошлого. Поэтому нам сегодня так важны свидетельства очевидцев тех страшных дней, которые из первых уст могут рассказать о том, как все было.
Давид ГАЗЗАТИ, Советник Президента РЮО:
– Правду о войне в первую очередь важно сохранить для подрастающих поколений. Чтобы наши дети и внуки помнили, кто и какой ценой на самом деле спас мир от фашизма. А поэтому нужно больше открытых уроков в школах, больше фильмов на эту тему – и не только в канун праздничных дней. Уверен, если мы сами будем помнить о той Великой Победе, если наши дети будут рассказывать своим детям правду о страшной войне, тогда никто и никакими методами не сможет навязать нам или миру ложь, которая льется со всех сторон и которая активно поддерживается странами Запада.
Алина АКОЕФФ, военный историк:
– В первую очередь – открыть архивы ФСБ периода ВОВ, позволить историкам беспрепятственно проводить исследования, предоставить бесплатное копирование документов периода 1941–1945 гг. Создать централизованный банк данных архивных документов, что уже частично делается такими сайтами, как "Память Народа" и "ОБД-МЕМОРИАЛ". О создании такого банка в своем Послании Федеральному собранию говорил Президент РФ Владимир Путин. Но еще встречаются препоны на местах. Любые действия властей или общественных организаций по вопросам увековечения должны проходить общественную экспертизу с привлечением специалистов.
Давид ХАХАНОВ, руководитель интеллектуального клуба "Дарвин":
– В первую очередь все сообщество историков страны должно направить свои силы на создание достоверных книг и учебников, где будет детально расписано каждое событие времен Великой Отечественной. Плюс все это должно быть подкреплено материалами, с которых, по-моему, пора снимать гриф секретности. Во-вторых, как народу-победителю, как республике, которая дала больше всего участников войны на душу населения, от старшего к младшему мы должны передавать историю, объяснять младшим, через что прошли наши отцы, деды и прадеды. Помнить, гордиться, быть благодарными – все это должно быть привито в семье.
Елена КУДЗАГОВА, соорганизатор СОРОО "Табити":
– Необходимо сохранить правду о войне, чтобы потом те, кому это выгодно, не играли фактами, не переписывали историю. Поэтому нужно беречь архивы и документы, хранящиеся в них, чаще пересматривать достоверные документальные фильмы о войне, популяризировать факты о ней так, чтобы они были доступными и общеизвестными.
Сослан Дидаров, депутат Собрания представителей г. Владикавказа:
– Ни для кого в нашей стране не является секретом, что правда о войне за рубежом целенаправленно замалчивается или искажается на протяжении многих лет. А в связи с расширением глобальной сети "Интернет" такая пропаганда вышла на еще более масштабный уровень. Взять хотя бы недавнюю резолюцию Европарламента, возлагающую на СССР часть ответственности за развязывание Второй мировой войны. Лично я поддерживаю Президента России В.В. Путина, который сказал, что нужно этому противостоять и вести целенаправленную работу, распространяя в ответ подлинную и реальную информацию о тех событиях, сражениях и героях. Нужно просто больше говорить и писать об этом.
Давид БЕСТАЕВ, житель г. Владикавказа:
– Трудный вопрос, правда – в наше время субъективное понятие. Правду о войне, на мой взгляд, можно сохранить, только передавая ее из уст в уста, от деда к внуку, от отца к сыну и т.д.
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Людмила БЕЛОУС, председатель райкома профсоюза работников образования, историк, г. Моздок:
– Вы подняли такой пласт проблем не только военно-патриотического, но и нравственного воспитания. Спасибо за актуальность! Не просто как историк заявляю: школьный предмет "История" формирует гражданственность и патриотизм. Считаю, что учебники истории, изданные в 80-х годах ХХ века, наиболее грамотно, доказательно и без прикрас показали причины начала Второй мировой и ход Великой Отечественной войны. Позже псевдоисторики стали переписывать нашу историю многократно в угоду заказчикам. Но нет в Осетии семьи такой, которую бы не затронула война. Есть семейные альбомы, воспоминания старших, которые надо доносить до внуков и правнуков постоянно. Ведь, признаюсь, наши молодые учителя истории тоже поверхностно знают историю Великой Отечественной. Надо для них в вузах провести курсы! Чтобы сохранить историческую правду, надо, наконец, дать слово хранителям истории – краеведческим и школьным музеям. Чтобы они день за днем в доступной форме объясняли детям и их родителям значение Победы для всех нас. Туризм – прекрасное средство для формирования патриотизма: в Осетии столько памятников павшим в войне! Мы возили школьников на Мамаев курган в Волгоград, на Пискаревское кладбище в Ленинград, на могилу Неизвестного Солдата в Москву, Хатынь в Белоруссию… Значит, надо подключить и географов. А на ТВ открыла бы передачу, где бы профессионал риторики уровня Никиты Михалкова (Бесогон) обоснованно, опираясь на документы, рассказывал о ходе Великой Отечественной войны – без пробелов.